История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Политическая биография Мамун Аль-Ходейби
Страница 5

Материалы » Политическая биография Мамун Аль-Ходейби

В заявлениях Мамуна аль-Ходейби как официального представителя, а позже – как «верховного наставника» Ассоциации, значительное место уделялось вопросам внешней политики и прежде всего – ситуации на Ближнем Востоке. Позиция аль-Ходейби по израильско-палестинскому конфликту полностью соответствовала традиционной линии «Братьев-мусульман», всегда стремившихся выступать в глазах арабо-мусульманского мира в качестве единственных последовательных защитников «дела Палестины».

Визит нынешнего израильского премьер-министра Ариэля Шарона на Храмовую гору в сентябре 2000 г. аль-Ходейби назвал «преступной иудейской агрессией против мусульманских святынь». При этом он упрекнул правительства арабских и других мусульманских стран за то, что они не только сами «не предприняли никаких шагов для «отражения иудейской агрессии», но и не позволяют сделать этого «арабским и мусульманским народам, заявившим о своей готовности к самопожертвованию ради спасения Палестины, Иерусалима и Аль-Аксы». Мамун аль-Ходейби горячо поддержал палестинскую интифаду и прежде всего действия «Хамас». Например, в феврале 2003 г., выступая на одном из вечеров сторонников «Хамас» в Каире, он одобрил операции палестинских смертников. «Интифада есть законный джихад во имя Аллаха, а операции смертников являются оружием джихада в условиях, когда злобный враг окружает города и села Палестины», – сказал аль-Ходейби.

Более сложную позицию занял «верховный наставник» в отношении американской интервенции в Ираке. В принципе египетские «Братья-мусульмане» не питали особых симпатий к режиму Саддама Хусейна, а в августе 1990 г. осудили захват Ираком Кувейта. Тем не менее в оценках иракского кризиса 2002–2003 гг. лидер египетских «Братьев-мусульман» исходил прежде всего из антиамериканских позиций. Он резко осудил американское вторжение в Ирак и сделал целый ряд заявлений, оправдывающих вооруженное сопротивление иракцев американским оккупационным войскам, которое он назвал их «шариатским и патриотическим долгом».

Вместе с тем в своей риторике по поводу Ирака аль-Ходейби всегда воздерживался от заявлений, которые могли бы слишком насторожить египетские власти. Так, он никогда не призывал своих сторонников в Египте к участию в джихаде против американцев. В одном из интервью в ответ на вопрос о том, что конкретно делают «Братья-мусульмане» для иракского народа, он сказал: «Если речь идет о военной поддержке Ираку, то мы – не государство, и у нас нет армий и оружия, и мы полагаем, вам известно, что военная помощь и военная деятельность являются функциями армий и правителей. Что касается материальной помощи, то она также является функцией правительств, а также долгом народов. Однако существуют ранее принятые законы, запрещающие сбор пожертвований для оказания поддержки народов, сталкивающихся с кризисами и катастрофами. Есть также законы и судебные органы, запрещающие помогать оружием палестинской интифаде в ее борьбе с оккупацией, как и любому арабскому мусульманскому народу, терпящему испытания и бедствия. Во многих арабских странах были и существуют суды, карающие смертной казнью или тюремным заключением за попытки передачи даже одной единицы оружия либо материальной помощи ни в чем не повинным людям, подвергшимся блокаде и изоляции…

Что же касается моральной и политической помощи, то мы ее оказывали и оказываем. Вместе с другими народными силами, действующими на арабской арене, мы призываем поддержать народ Ирака и выступить против американской агрессии. На своих конференциях и маршах протеста мы требовали и требуем от правительств отвергнуть агрессию и поддержать народ Ирака. Однако эта поддержка наталкивается на всевозможные ограничения, давление и полицейские угрозы. Стоит в любом городке собраться нескольким сотням человек, не более, как ее окружают десятки тысяч до зубов вооруженных полицейских, чтобы помешать принять гражданам участие в собрании».

Довольно двусмысленной выглядела позиция, занятая лидером «Братьев-мусульман» в отношении вхождения ряда иракских суннитских исламистов (представителей Исламской партии Ирака и Исламской партии Курдистана – фактически местных организаций «Братьев-мусульман») в состав Переходного управляющего совета, созданного летом 2003 г. американской администрацией. Дело в том, что этот факт был весьма негативно воспринят многими иракскими суннитами, усмотревшими в нем стремление иракских «Братьев» получить место в политическом устройстве послевоенного Ирака ценой сотрудничества с оккупантами. В сентябре 2003 года в интервью катарскому спутниковому телеканалу «Аль-Джазира» аль-Ходейби заявил, что «не одобряет, но и не осуждает» этой инициативы иракских исламистов, предпринятой, как подчеркнул он, без согласования с руководством Ассоциации. Он предложил не торопиться с оценками и «подождать, пока ситуация прояснится». Примечательно, что в этом интервью лидер «Братьев-мусульман» без особого энтузиазма отозвался об «иракском сопротивлении», заявив, что «не был в Ираке и не знает, кто стоит за этим сопротивлением – сторонники Саддама, сторонники суннизма или шииты» – в отличие, например, от палестинского движения «Хамас», облик которого «Братьям-мусульманам» хорошо известен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6