История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Аристотель Стагирский
Страница 1

Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у христианских догматиков: ведь в средние века был хорошо известен год сотворения мира - 5508 г. до н. э. Оспаривать сей факт не разрешалось: с еретиками поступали круто.

Но не только Атлантида была причиной разных «истин» ученика и учителя.

Это были первые создатели философских учений, теоретических схем и моделей. Они жили за несколько столетий до н. э.

Один из величайших философов и учёных родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, вблизи Афона.

Его отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.

Отец был придворным врачом македонского врача Аминты третьего, ту же должность он прочил своему мальчику.

Никомах первоначально сам обучал сына врачебному искусству и философии, в то время нераздельной с медициной. Но он рано умер и перед смертью очень горевал, что не успел до конца обучить сына искусству врачевания, и тем самым не обеспечил ему место при царе, по его слова – лучшее место при лучшем царе.

Перед смертным часом отец посоветовал сыну при достижении 17 лет идти в Афины, в то время – столицу всей эллинской мудрости, и найти там себе настоящих учителей жизни.

Отец настоятельно рекомендовал сыну запомнить имя Платона, который, по его словам, ведёт свой род от Солона, который был сыном Аполлона. Поскольку наш род знатен, ибо мы потомки Асклепия, - говорил отец сыну, а в ком соединится мудрость Асклепия и мудрость Аполлона, тот и станет самым мудрым из людей и приблизится к богам.

Аристотель поклялся, что так и сделает, и при достижении им 17 лет, уже на следующий день отправился в Афины, к Платону.

В 367 г. до н. э. он поступил в школу, основанную Платоном - учеником Сократа (469 -399 г. до н.э.) в местечке Академия, недалеко от Афин.

После 20 лет учёбы Аристотель основал в Афинах свою философскую школу, в некотором роде противоречивую Академии Платона.

После смерти Платона Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермине. Женившись на его племяннице Пифнаде, Аристотель поселился с нею в Мистилене, откуда был призван македонским царём Филиппом на воспитание его сына. Благородный дух воспитанника, величие его подвигов говорят о животворном и благодетельном влиянии великого философа на мальчика, ставшим впоследствии знаменитым полководцем Александром.

Переехав в 334 г. до н. э. снова в Афины, Аристотель основал там свою школу, получившую название перипатетической.

При жизни Аристотель не был любим и не всегда признан, превратности судьбы сказались на том, что некоторые работы оказались неполными и отрывочными. Впрочем, многих учёных, которые жили значительно позже, постигла та же участь.

Наружность учёного не отличалась привлекательностью. Он был роста небольшого, сухощав, близорук, картав. С язвительной улыбкой на губах, он был холоден и насмешлив. Противники боялись его речи, всегда логичной и ловкой, остроумной и саркастической, что способствовало, конечно, появлению большого количества врагов.

Отрицательное расположение греков к Аристотелю преследовало и после смерти. При жизни его обвиняли в безбожии, в результате чего 62-летний, он покинул Афины и переселился в Халпис на Эвбе, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.

За ним на остров последовала группа учеников. Свою богатую библиотеку и руководство школою он завещал Феофрасту Эрезийскому

Аристотель написал более 300 работ. Он создал теорию познания, формальную логику, теорию поэзии, механику, описательную биологию и физиологию.

Он критиковал своего учителя Платона и стремился заниматься не только общими вопросами, но и анализировать конкретные явления. Его представления о мире внешне мало отличались от платоновских, но по сути своей были им противоположны.

Аристотель считал мир вечным и неизменным, живущим по физическим законам. Но физика Аристотеля резко отличалась от нашей и её авторитет в Средние века в какой то момент стала сдерживать прогресс этой науки.

Сначала философ обосновал идею о том, что во Вселенной есть особая точка – центр, к которому в силу своей природы стремились тяжёлые элементы: земля и вода. Ведь если бы такого центра не было, падение предметов продолжалось бы вечно, без остановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила форму шара. Лёгкие элементы – воздух и огонь – напротив, стремились от центра, но не уходили за границы «полуденной сферы». За ней начиналось царство небесных тел, построенное из особого, пятого элемента – «квинтэссенции», эфира.

Страницы: 1 2

Статус женщины после принятия христианства
Принятие Христовой веры должно было изменить положение вещей в древней Руси, изменить характер ее жизненной деятельности, характер ее представителей и героев. И умственный, и нравственный образ русского человека начинает мало-помалу изменяться. Святая вера смягчает языческие нравы и обычаи. Но, естественно ...

Влияние монголо-татарского ига на развитие русских земель.
Частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства, как сказал Карамзин : «Москва обязана своим величием ханам!». Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти великого князя. В то же время не отрицали влияние разорительных походов татаро - монгол на русские земли, взимание ...

Сословия по плану М.М. Сперанского
Сперанский расчленял общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены: 1) права гражданские общия, всем подданным принадлежащия; 2) права гражданские частныя, кои должны принадлежа ...