История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Аристотель Стагирский
Страница 2

Движение к центру и от него Аристотель считал «естественными», все остальные его виды требовали приложения силы и назывались «принудительными». Чтобы объяснить, почему небесные тела движутся, философ ввёл некий божественный перводвигатель, располагавшийся у внешних пределов мира. А как объяснить полёт пущенной стрелы или брошенного камня? Ведь они летят, когда сила уже не действует. Согласно Аристотелю, их несёт воздушный вихрь. Камень раздвигает воздух, тот обходит летящее тело, ударяет по нему сзади и тем самым поддерживает движение. Эта странная для нас физика не допускала даже осевого вращения Земли.

Талант мыслителя Аристотеля привёл к объяснению многих явлений и процессов в природе. Сейчас мы знаем, что в некоторых выводах он заблуждался. В большинстве случаев эти ошибки относятся к физическим явлениям. Так, например, повседневные наблюдения создают впечатление, что движение тел с постоянной скоростью требует определённых усилий.

В механике Аристотеля этот вывод получил теоретическое обоснование, не связанное с обращением к эксперименту.

Им сформулирован принцип «природа боится пустоты», т. е. пространство заполнено материей, которая оказывает сопротивление любому движению тел. Поэтому для движения тел с постоянной скоростью необходимо постоянно прикладывать силу. Отсюда следует вывод, что в отсутствие сил движение невозможно.

Авторитет Аристотеля в древнем мире и в средние века был настолько велик, что потребовалось почти два тысячелетия, чтобы преодолеть сложившиеся взгляды на проблему движения тел и создать новую, непоколебимую теорию.

В ряду многочисленных учений Аристотель сформулировал теорию цветов. Он полагал, что основным является солнечный, т. е. белый свет, а все остальные цвета получаются из него добавлением различного количества тёмного цвета. Таким образом, по его теории выходило, что цвета радуги сложные, а солнечный свет простой. Это учение о свете продолжало господствовать в науке вплоть до семнадцатого века.

Чтобы не сложилось мнения, что вся теория Аристотеля была ошибочной, заметим, что в физике он абсолютно верно объяснил природу звука. Исходя из наблюдений, он сделал вывод о том, что звучащее тело создаёт попеременное сжатие и разрежение воздуха, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою.

Однако, заблуждался философ и мыслитель и в том, что утверждал, будто при падении тяжёлые тела движутся со скоростью, пропорциональной их весу. Скорее всего, он пришёл к этому выводу на основе наблюдений: действительно, ведь лист бумаги опускается на землю медленнее, а камень летит прямо вниз значительно быстрее. Аристотель ошибся, не учтя сопротивления воздуха.

То есть ошибки в его теории были, но это было зарождение науки. Многие вопросы были поставлены впервые, отдельных наук ещё не существовало, мыслители древности искали ответы, полагаясь в основном на свои наблюдения, не имея фактически никаких приборов.

Страницы: 1 2 

Попытка преобразования Сената
Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но она так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учрежден ...

 Османское завоевание Сирии
Территория нынешних Сирии, Ливана, Иордании, Палестины и Израиля исторически представляла собой одну географическую область (или страну), известную в средневековых арабских источниках как Сирия (Сурийя, аш-Шам). Естественными рубежами Сирии служили на севере — южные отроги Таврских гор, на юге — Синайский п ...

Что же нам делать?
Вопрос, вынесенный в заглавие данного раздела работы двусмыслен. С одной стороны, он закономерно возникнет у учащихся, достаточно глубоко окунувшихся в данную проблему и однозначного ответа на него быть не может – это вопрос для нас всех, кто хоть как-то идентифицирует себя с Россией и русской культурой, а ...