История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Аристотель Стагирский
Страница 2

Движение к центру и от него Аристотель считал «естественными», все остальные его виды требовали приложения силы и назывались «принудительными». Чтобы объяснить, почему небесные тела движутся, философ ввёл некий божественный перводвигатель, располагавшийся у внешних пределов мира. А как объяснить полёт пущенной стрелы или брошенного камня? Ведь они летят, когда сила уже не действует. Согласно Аристотелю, их несёт воздушный вихрь. Камень раздвигает воздух, тот обходит летящее тело, ударяет по нему сзади и тем самым поддерживает движение. Эта странная для нас физика не допускала даже осевого вращения Земли.

Талант мыслителя Аристотеля привёл к объяснению многих явлений и процессов в природе. Сейчас мы знаем, что в некоторых выводах он заблуждался. В большинстве случаев эти ошибки относятся к физическим явлениям. Так, например, повседневные наблюдения создают впечатление, что движение тел с постоянной скоростью требует определённых усилий.

В механике Аристотеля этот вывод получил теоретическое обоснование, не связанное с обращением к эксперименту.

Им сформулирован принцип «природа боится пустоты», т. е. пространство заполнено материей, которая оказывает сопротивление любому движению тел. Поэтому для движения тел с постоянной скоростью необходимо постоянно прикладывать силу. Отсюда следует вывод, что в отсутствие сил движение невозможно.

Авторитет Аристотеля в древнем мире и в средние века был настолько велик, что потребовалось почти два тысячелетия, чтобы преодолеть сложившиеся взгляды на проблему движения тел и создать новую, непоколебимую теорию.

В ряду многочисленных учений Аристотель сформулировал теорию цветов. Он полагал, что основным является солнечный, т. е. белый свет, а все остальные цвета получаются из него добавлением различного количества тёмного цвета. Таким образом, по его теории выходило, что цвета радуги сложные, а солнечный свет простой. Это учение о свете продолжало господствовать в науке вплоть до семнадцатого века.

Чтобы не сложилось мнения, что вся теория Аристотеля была ошибочной, заметим, что в физике он абсолютно верно объяснил природу звука. Исходя из наблюдений, он сделал вывод о том, что звучащее тело создаёт попеременное сжатие и разрежение воздуха, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою.

Однако, заблуждался философ и мыслитель и в том, что утверждал, будто при падении тяжёлые тела движутся со скоростью, пропорциональной их весу. Скорее всего, он пришёл к этому выводу на основе наблюдений: действительно, ведь лист бумаги опускается на землю медленнее, а камень летит прямо вниз значительно быстрее. Аристотель ошибся, не учтя сопротивления воздуха.

То есть ошибки в его теории были, но это было зарождение науки. Многие вопросы были поставлены впервые, отдельных наук ещё не существовало, мыслители древности искали ответы, полагаясь в основном на свои наблюдения, не имея фактически никаких приборов.

Страницы: 1 2 

Развитие культуры
Сражения и битвы, потери и успехи на ратных полях несомненно, важная, но не единственная сторона жизни общества и государства. Постоянным явлением, наряду с обычной жизнью простого народа , было развитие культуры в средневековой Болгарии. Аккумулировала культурную жизнь Болгарии XIII - XIV вв. ее столица - ...

Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии
Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее ак ...

Политическое и социально–экономическое развитие Ирана в III-X вв.
Данная глава рассматривает эпоху раннесредневекового Ирана, период династии Сасанидов. С зарождением и развитием феодальных отношений в государстве Сасанидов заканчивается период древней истории и начинается средневековая история Ирана, которая характеризуется господством феодальных отношений при сохранении ...