История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Создание мирового капиталистического рынка. Колониальная система домонополистического капитализма
Страница 1

Материалы » Колониальная эксплуатация народов Азии и Африки в период домонополистического капитализма » Создание мирового капиталистического рынка. Колониальная система домонополистического капитализма

Образование мирового капиталистического рынка явилось следствием свойственного капитализму стремления к экономическому сближению различных частей земного шара. Как никогда раньше, развитие человечества приобретало всемирный характер. Но в силу законов капиталистического способа производства экономическая взаимозависимость между народами и хозяйственное объединение различных территорий устанавливались не путем равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, а на основе подчинения и порабощения народов.

Особенно ярко и обнажено эта особенность капитализма выявилась во взаимоотношениях капиталистических держав Запада с народами Азии и Африки. Страны Азии и Африки были включены в систему мирового капиталистического рынка в результате кровавой колониальной агрессии. Процесс складывания всемирного капиталистического рынка был неотделим от процесса образования колониальной системы домонополистического капитализма.

Сложившаяся в период утверждения в передовых странах Европы и Северной Америки промышленного капитализма колониальная система охватывала уже многие страны мира.

К концу этого периода (1870) Индия, Индонезия, Цейлон, часть Бирмы, некоторые другие страны Азии и ряд районов Африки были уже полностью лишены какой бы то ни было политической самостоятельности и управлялись колониальной администрацией, созданной соответствующими метрополиями. Но кроме этих стран колониальная система домонополистического капитализма охватывала уже в той или иной степени и ряд стран Востока, еще не полностью утративших независимость. Хотя в рассматриваемый период процесс колониального порабощения таких стран, как Китай, Иран, Османская империя, был еще далек от завершения, колонизаторы и здесь приобрели сильные позиции, позволявшие капиталистам Запада эксплуатировать народы этих стран.

В результате захватнических войн или других методов нажима колониальные державы располагали важными рычагами воздействия на страны, еще не ставшие колониями. Отношения между сохранившими политическую независимость странами Востока и капиталистическими державами Запада постепенно начали приобретать неравноправный характер. Возникший в Османской империи режим капитуляций в той или иной форме был распространен на Иран и некоторые другие страны. Ряд государств Востока был опутан системой неравноправных договоров, которые, как правило, содержали пункты, предоставлявшие колонизаторам право экстерриториальности и консульской юрисдикции, и серьезно ограничивали таможенную независимость соответствующих стран. Содержащиеся в большинстве договоров статьи о принципе наибольшего благоприятствования распространяли привилегии, полученные той или иной колониальной державой, на ее партнеров по колониальной агрессии. Таким образом, отличительной чертой неравноправных договоров являлось приобретение более сильными и агрессивными державами односторонних привилегий, серьезно ограничивавших национальный суверенитет тех стран Востока, которым эти договоры были навязаны силой.

Великие европейские державы использовали как орудие подчинения слабых стран Азии разного рода соглашения о военных союзах, предоставлении своим «союзникам» субсидий на случаи военных действий и т. п. Примерами таких соглашений, способствовавших подчинению стран Востока влиянию западных держав, могут служить англо-иранские и франко-иранские договоры и соглашения начала XIX в., военные союзы Османской империи с европейскими державами. Дипломаты великих держав стали заключать соглашения о совместном вмешательстве в дела восточных государств, по сути дела узаконили коллективную «опеку» держав над Османской империей, превратив «восточный вопрос» в постоянно действующий фактор международной политики.

Все это создавало возможности и предпосылки для колониальной эксплуатации и тех стран Востока, которые юридически оставались суверенными государствами.

Иными словами, в эпоху домонополистического капитализма колонии — это рынки сбыта и источники сырья капиталистических метрополий.

Если на заре капиталистической эры, в период первоначального накопления капитала, ограбление колоний осуществлялось главным образом монопольными торговыми компаниями (Ост-Индские компании Англии, Голландии, Франции и других стран), то с победой промышленного капитализма пришел конец господству старых торговых монополий. Буржуазия стала эксплуатировать свои колонии под лозунгами свободной торговли. Резко увеличился ввоз европейских и американских промышленных товаров в страны Востока. Одновременно быстрыми темпами возрастал вывоз сырья и сельскохозяйственных продуктов.

Страницы: 1 2

Формирование городского самоуправления г. Воронежа в 1870-1892 гг. Традиции городского самоуправления в России
Традиции местного самоуправления в России берут свое начало с момента возникновения у восточных славян больших укрепленных поселений - городов, которые со временем превращались в центры военно-политического господства над окрестными волостями. В этих городах - государствах наряду с военной княжеской властью ...

Предпосылки создания флота
Родился Петр Алексеевич Романов 30 мая 1672 года. В отличии от старших детей, болезненных и слабых, сын второй жены царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной, обладал завидным здоровьем и интересом к окружающему миру. Никита Зотов начал учить царевича, когда тому еще не исполнилось пяти лет. К ...

Проявление религиозного фактора в столкновениях между арабами и евреями. Арабо-израильское противостояние на протяжении 1949-1986 годов
Собственно религиозная составляющая, объединяющая арабов тогда в середине XX века и сейчас в начале XXI – это святость для всех мусульман города Иерусалима.[43] Иерусалим - третий из священных для мусульман городов после Мекки и Медины. По-арабски он называется аль-Кудс, "священный". Полное официа ...