История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Государство Саманидов и Газневидов
Страница 1

Материалы » Иран в средние века » Государство Саманидов и Газневидов

В IX-X вв. на территории Ирана образовались наследственные наместничества (эмираты), лишь номинально зависевшие от Арабского халифата: Тахиридов в Хорасане (821-873 гг.), Саффаридов в Систане (с 861 г), затем и в Хорасане (873-900 гг.) и др. Но большая часть Ирана в X в. была разделена между двумя государствами - Буидов на западе и Саманидов на востоке. Однако государство Буидов не было единым целым и постоянно делилось на уделы трех братьев эмиров - основателей и их потомков. Буиды покровительствовали шиитам и поддерживали иранские государственные традиции. Восточный Иран со Средней Азией входил в состав государства Саманидов / Симоновская, Ацамба, с.299/.

Основателем феодального дома Саманидов был дехканин из Балха Саман - худа, принявший ислам уже при первых Аббасидах. Один из его внуков, Ахмад, был поставлен Маму-ном в 819 г. правителем Ферганы, а братья последнего управляли в других районах Мавераннахра.

Саманиды, кровно связанные с иранским дехканством, имели достаточно широкую социальную опору. В качестве выразителей интересов иранской знати Саманиды возвели свою официальную родословную к Сасанидам, что символизировало их преемственную связь с древними доисламскими правителями Ирана. В то же время Саманиды были ортоксальными мусульманами - суннитами, до конца дней своих признавали верховную власть халифа. Таким образом, в деятельности Саманидов прослеживается как бы два противоречивых направления. С одной стороны, они - типичные мусульманские правители, распространители ислама среди многочисленных "неверных", своих соседей. С другой стороны - они же возрождали те доисламские традиции, которые не входили в противоречие с догматами ислама и современной им эпохой. Именно при Саманидах язык дари-фарси вышел на широкую дорогу литературы, а воспроизведение иранского эпоса и Сасанидской истории сначала в новоперсидских переводах (с арабских версий) "Хвадай-намак", а затем в эпических произведениях Дакики и Фирдоуси стало своеобразным идеологическим выражением самих политических позиций иранского дехканства / Пигулевская, 1958, с.143/.

Поскольку центр державы Саманидов находился в пределах Мавераннахра со столицей в Бухаре, ряд ученых утвердили в историографии версию о таджикском государстве Саманидов. Государство это действительно можно назвать таджикским, не придавая, однако, термину "таджик" современного смысла, поскольку в ту пору таджиками, как сказано, называли всех иранцев в противоположность арабам и тюркам. Историческое же и культурное наследие эпохи Саманидов принадлежит в равной мере и современным персам и таджикам Средней Азии и Афганистана, а также в какой-то мере другим народам Средней Азии (прежде всего узбекам), - сложившимся позже, при участии раннесредневекового таджикского этноса.

Государство Саманидов в X в. включало Мавераннахр, Хорезм, собственно Хорасан (западный с Нмшапуром, Восточный с Гератом, Балхом и Северный с Мервом), а также Сеистан и Гурган (основную территорию современного Афганистана). Попытки Саманидов закрепиться в прикаспийских областях (прежде всего в Табаристане) в целом не удались / Агаев, 1981, с.7/.

Страницы: 1 2 3

Борьба народов Южной Африки против колонизаторов. «Кафрские войны»
В первой половине XIX в. в Южной Африке сложились три основные силы, противостоявшие друг другу: английский колониализм, бурские землевладельцы-колонизаторы и народы банту (африканцы). Эти силы столкнулись между собой, причем расстановка их все время менялась. То англичане и буры выступали вместе против афр ...

Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия? В ...

Загробный мир Египтянина
Специфика большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространенный - кам ...