История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Предпосылки и необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II/1855-1881 гг./
Страница 7

Материалы » Экономическое развитие России во второй половине XIX века » Предпосылки и необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II/1855-1881 гг./

Вслед за аграрной реформой в· России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. Дело в том, что до Александра II все органы самоуправления в России имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.

Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа. 1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

В уездные земские собрания выбирались депутаты от землевладельцев ­помещиков и зажиточных крестьян, от богатых горожан - купцов и промышленников, а также от остальных категорий крестьян через выборных представителей. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, в свою очередь, избирали членов губернской земской управы.

Депутаты земских собраний назывались «гласными»,Т.е. имевшими право голоса, и считались «первым элементом» земства. Они собирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никакого вознаграждения за эту деятельность в отличие от членов земских управ, которые считались земскими служащими и назывались «вторым элементом» земства.

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, земле­устроителей и прочих служащих, которые назывались «третьим элементом» земства. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел.

Следует отметить, что земская реформа была проведена не по всей стране, а лишь в 34 губерниях, т.е. там, где проходила отмена крепостного права. Там, где не было помещичьего землевладения - в Сибири, в Нижнем Поволжье, в Архангелогородской губернии, а также в национальных районах (Прибалтике, Польше, на Кавказе, в Казахстане, Средней Азии), - эта реформа завершилась лишь к 1880 году.

В целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа.

В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы.

Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Меркантилизм.
Основа основ жизни всякого государства—труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и гор ...

Необходимость формирования планового управления экономикой СССР на основе плана ГОЭЛРО (февраль 1920г.). Модернизация промышленности страны на основе социалистической индустриализации СССР. Её необх
Нарастание центростремительных тенденций, т.е. усиление роли государственного аппарата в регулировании хозяйственной деятельности, было связано с принятием курса на индустриализацию всех отраслей. К 1926г. промышленность была в основном восстановлена до уровня 1913г. На довоенном уровне оставалась и техноло ...

Военные реформы.
Петр с конца XVIIв. начал формировать полки в полном смысле регулярной армии. Были созданы30 пехотных солдатских полков из рекрутов, которых брали с определенного количества дворов крестьян, холопов и из “охочих”(вольных, не из крепостных) людей. До сих пор в России регулярными полками являлись по существу ...