История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Предпосылки и необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II/1855-1881 гг./
Страница 5

Материалы » Экономическое развитие России во второй половине XIX века » Предпосылки и необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II/1855-1881 гг./

Вообще после 1861 г. отношение помещиков к крестьянам сильно изменилось. Раньше помещик нередко жалел своих крестьян, приходил к ним на помощь (как-никак все же собственность). Теперь он готов был выжать из них все соки и бросить на произвол судьбы. Только наиболее гуманные и дальновидные помещики, работавшие в земствах, старались как-то восполнить нарушенные отношения и сблизиться с крестьянством на почве общих интересов местного хозяйства.

Некоторые помещики пытались вводить капиталистическую систему хозяйства. Они заводили собственный рабочий скот и инвентарь, покупали сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих. Но эти формы хозяйствования прививались с трудом. Им непросто было конкурировать с кабальными формами эксплуатации, для которых реформа 1861 г. создала благоприятные условия. Кроме того, чисто предпринимательское хозяйство не могло быть доходным на очень больших площадях. В ту эпоху, до тракторов, границей рентабельности были обычно 500 десятин. Крупные помещики предпринимательским способом обрабатывали лишь самые лучшие свои угодья, а другие земли отдавали под отработку.

И только в степном Заволжье, на Северном Кавказе, где помещичье землевладение было невелико или его вообще не было, стало быстро утверждаться предпринимательское, фермерское хозяйство. Эти районы становились житницей России и основными поставщиками хлеба на экспорт.

В пореформенное 20-летие обозначились два пути эволюции аграрного строя России. Центрально-земледельческий район вступил на медленный, затяжной путь перестройки хозяйства с сохранением крупного помещичьего землевладения. Этот путь называется прусским. А в степных районах Заволжья и Северного Кавказа стал вырисовываться другой путь, фермерский, предпринимательский, который историки называют американским.

Крестьянство в 60-70-е гг. XIX в. в дореформенной деревне группы богатых, средних и бедных крестьян не были постоянными по своему составу. На протяжении жизни одного крестьянина его семья могла побывать во всех трех группах. После реформы 1861 г. усилилось наследственное закрепление крестьянских семей в разных социальных группах. Зажиточные семьи, которым теперь не приходилось делиться с помещиком своим достатком, стали передавать его по наследству.

С другой стороны, в пореформенной деревне появились даже и не бедные, а совсем разорившиеся дворы. Обычно это происходило вследствие дурных качеств домохозяев (лени, пьянства, бесхозяйственности и пр.). Но их дети, как бы трудолюбивы и рачительны они ни были, имели уже мало шансов поправить свое хозяйство. Расслоение крестьянства стало принимать необратимый характер. Но между середняками и беднотой не было четкой грани. Эти· две социальные группы, тесно взаимосвязанные, составляли основную массу крестьянского населения.

Хозяйственная и общественная жизнь российского крестьянина протекала в рамках общины, которая существовала на Руси испокон веков. По реформе 1861 г. она получила статус сельского общества.

Крестьянская община, поземельная соседская организация мелких непосредственных производителей, являлась экономическим объединением и низшей административной единицей. Экономическую сторону общины составляли мероприятия по распределению и эксплуатации земельного надела (переделы полей и лугов, использование пастбищ и лесов). Как административная единица, община по закону должна была исполнять фискальные (налоговые) и полицейские обязанности.

Основными органами общинного управления были сельский сход и сельский староста. Последний должен был исполнять решения схода и распоряжения волостного старшины и мирового посредника. Согласно закону, на сельский сход должны были являться только домохозяева (главы семейств). В губерниях черноземной полосы это правило строго соблюдалось. В нечерноземных же губерниях домохозяева нередко оказывались в отходе (на заработках). На сход приходили их жены. «В иной бабе больше толку, чем в мужике», говорили здешние крестьяне. Иногда родители посылали на сход своих сыновей 15-17 лет; в таком возрасте крестьянский юноша был уже настоящим работником. Крестьянские общества иногда принимали решения, чтобы не допускать на сход малолеток – они волнуют сход. И все же женщины и молодежь прочно заняли место на сельских сходах в нечерноземных губерниях. В черноземных же порядки были более патриархальными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Демократическое движение.
Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной ситуации находились и демократически ориентированные граждане межвоенной Японии. Когда официальная пропаганда изо всех сил старалась привить нации воинствен ...

Военные реформы
После поражения русских войск под Нарвой в 1700 г. Петром I была проведена военная реформа. Ее сущность состояла в замене дворянского ополчения регулярной армией с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Стрелецкое войско было ликвидировано после мятежа 1698 г. С 1699 ...

 Причины и условия монголо-татарского нашествия
Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигло своего расцвета в X - начале XI века. Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Сове ...