История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Роль российских ученых в предреволюционные десятилетия в обеспечении безопасности страны
Страница 1

Материалы » Роль российских ученых в предреволюционные десятилетия в обеспечении безопасности страны

Фундаментальная наука хранит знания и опыт многих поколений ученых, необходимых для развития и прогресса цивилизации, как в мировом масштабе, так и в рамках отдельной страны с ее национальными интересами, в том числе с интересами укрепления обороноспособности. Научные школы во главе с крупнейшими учеными всегда были той формой, в русле которой развивались, ретранслировались, передавались от одного поколения ученых к другому фундаментальные знания – основа науки, культуры, техники, в том числе и оборонной техники, оборонной промышленности и военного искусства. При этом научная школа, научное сообщество, «невидимый колледж», внутри которого накапливается и развивается фундаментальная наука, предполагает, как правило, ведущую роль лидера, основателя и руководителя – личности, которая является не только носителем обширных знаний, но и организационного таланта, высоких нравственных качеств, нравственного императива, присущего каждой большой научной школе.

В предреволюционные десятилетия Россия, несмотря на отставание от европейской науки и науки США, малочисленность кадров, неблагоприятные условия их работы из-за политической нестабильности, располагала значительным корпусом выдающихся ученых, работавших на мировом уровне в ряде областей фундаментальной науки. Как и в сфере духовной культуры в целом, российская наука обогатила мировую цивилизацию выдающимися образцами научной мысли и деятельности. По оценке академика В.И. Вернадского, русские ученые-естествоиспытатели «стали… рядом, как равные по силе со своими товарищами на Западе и за океаном».

Основными центрами фундаментальной науки были университеты и высшие специальные школы. К октябрю 1917 г. число вузов выросло до 127 (в том числе 12 университетов). В 1916 г. в высшей школе трудилось 6655 профессоров и преподавателей. Стали возникать первые научные институты при университетах. Собственно научных учреждений насчитывалось менее 3004. В начале века возникли такие важные для развития фундаментальной науки центры, как Санкт-Петербургский политехнический институт, Институт экспериментальной медицины под руководством С.Н. Виноградова, одна из первых в мире аэродинамическая лаборатория в Кучино (имении Д.А. Рябушинского) под руководством выдающегося ученого Н.Е. Жуковского и др.

В дореволюционной России активно работали около 50 научно-технических обществ, наиболее известными из которых были Русское физико-химическое общество, Русское техническое общество, Общество электротехников, Русское географическое общество, Московское общество испытателей природы и др. На рубеже веков эти общества сумели удвоить свою научную продукцию. «Эти организации, – писал известный американский исследователь российской науки и культуры, экс-профессор Пенсильванского университета в Филадельфии Александр Вучинич, – поддерживали esprit de corps научного сообщества, углубляли связи между наукой и обществом в целом, а также расширяли сотрудничество с аналогичными зарубежными организациями»6. В разработке ряда коренных проблем естествознания и техники русская наука порой опережала зарубежную науку.

В целом в конце XIX – начале XX в. российская наука переживала подъем. «В продолжении этого периода, – писал А. Вучинич, – пересечение различных направлений развития создавало благоприятные условия для национальных научных исследований, что эффективно сказывалось на культурной и технологической модернизации…. Русское научное сообщество… достигло высокого уровня профессиональной зрелости и готовности принять интеллектуальный вызов».

В этих условиях сформировалась группа ученых «первого ряда», к которым принадлежали такие выдающиеся умы, основатели научных школ в области фундаментальной науки, имевших самый широкий выход в естествознание и технику, как математики Н.И. Лобачевский, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, физик П.Н. Лебедев, аэродинамики Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, С.А. Чаплыгин, химик Д.И. Менделеев, геохимик В.И. Вернадский, кристаллограф Е.С. Федоров, микробиологи С.Н. Виноградский и И.И. Мечников, физиолог И.П. Павлов, ботаник и микробиолог М.С. Цвет и др. Другие значительные российские ученые, хотя и не сделали столь выдающихся мировых открытий и не создали принципиально новых теорий, но внесли «заметный вклад в освоение новых областей знания, в систематику отдельных дисциплин, модернизацию институциональной базы науки и были одновременно красноречивыми и влиятельными ораторами, защищавшими интересы национальной науки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

К истории вопроса
Вопрос о собственной национальной идентичности встает в русской истории изначально, ибо осознание своей «самости», то есть национальной особенности, присутствует уже в самых ранних источниках. Даже приведенная в «Повести временных лет» фраза Владимира Святого «Веселие на Руси есть питии» говорит о многом. ...

Меры земств по борьбе с голодом
Теперь хотелось бы поговорить о более обобщенных мерах, касающиеся всей Курской губернии, с её уездами и волостями. Проследив всю деятельность власти, мы не сможем в полной мере оглашенные и проходившие меры назвать, например глубокими, дальновидными или хотя бы разносторонними. Нет, они скорее точечные, до ...

 Любанская наступательная операция
На рассвете 13 января 1942 года после короткой артиллерийской подготовки войска соединений армий Волховского фронта двинулись вперед. До переднего края обороны противника простиралась долина реки Волхов шириною 800-1000 метров. Глубокий снег, мороз до -30˚С. Сильный пулеметный и минометный огонь против ...