История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Роль российских ученых в предреволюционные десятилетия в обеспечении безопасности страны
Страница 1

Материалы » Роль российских ученых в предреволюционные десятилетия в обеспечении безопасности страны

Фундаментальная наука хранит знания и опыт многих поколений ученых, необходимых для развития и прогресса цивилизации, как в мировом масштабе, так и в рамках отдельной страны с ее национальными интересами, в том числе с интересами укрепления обороноспособности. Научные школы во главе с крупнейшими учеными всегда были той формой, в русле которой развивались, ретранслировались, передавались от одного поколения ученых к другому фундаментальные знания – основа науки, культуры, техники, в том числе и оборонной техники, оборонной промышленности и военного искусства. При этом научная школа, научное сообщество, «невидимый колледж», внутри которого накапливается и развивается фундаментальная наука, предполагает, как правило, ведущую роль лидера, основателя и руководителя – личности, которая является не только носителем обширных знаний, но и организационного таланта, высоких нравственных качеств, нравственного императива, присущего каждой большой научной школе. www.greatarts.ru

В предреволюционные десятилетия Россия, несмотря на отставание от европейской науки и науки США, малочисленность кадров, неблагоприятные условия их работы из-за политической нестабильности, располагала значительным корпусом выдающихся ученых, работавших на мировом уровне в ряде областей фундаментальной науки. Как и в сфере духовной культуры в целом, российская наука обогатила мировую цивилизацию выдающимися образцами научной мысли и деятельности. По оценке академика В.И. Вернадского, русские ученые-естествоиспытатели «стали… рядом, как равные по силе со своими товарищами на Западе и за океаном».

Основными центрами фундаментальной науки были университеты и высшие специальные школы. К октябрю 1917 г. число вузов выросло до 127 (в том числе 12 университетов). В 1916 г. в высшей школе трудилось 6655 профессоров и преподавателей. Стали возникать первые научные институты при университетах. Собственно научных учреждений насчитывалось менее 3004. В начале века возникли такие важные для развития фундаментальной науки центры, как Санкт-Петербургский политехнический институт, Институт экспериментальной медицины под руководством С.Н. Виноградова, одна из первых в мире аэродинамическая лаборатория в Кучино (имении Д.А. Рябушинского) под руководством выдающегося ученого Н.Е. Жуковского и др.

В дореволюционной России активно работали около 50 научно-технических обществ, наиболее известными из которых были Русское физико-химическое общество, Русское техническое общество, Общество электротехников, Русское географическое общество, Московское общество испытателей природы и др. На рубеже веков эти общества сумели удвоить свою научную продукцию. «Эти организации, – писал известный американский исследователь российской науки и культуры, экс-профессор Пенсильванского университета в Филадельфии Александр Вучинич, – поддерживали esprit de corps научного сообщества, углубляли связи между наукой и обществом в целом, а также расширяли сотрудничество с аналогичными зарубежными организациями»6. В разработке ряда коренных проблем естествознания и техники русская наука порой опережала зарубежную науку.

В целом в конце XIX – начале XX в. российская наука переживала подъем. «В продолжении этого периода, – писал А. Вучинич, – пересечение различных направлений развития создавало благоприятные условия для национальных научных исследований, что эффективно сказывалось на культурной и технологической модернизации…. Русское научное сообщество… достигло высокого уровня профессиональной зрелости и готовности принять интеллектуальный вызов».

В этих условиях сформировалась группа ученых «первого ряда», к которым принадлежали такие выдающиеся умы, основатели научных школ в области фундаментальной науки, имевших самый широкий выход в естествознание и технику, как математики Н.И. Лобачевский, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, физик П.Н. Лебедев, аэродинамики Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, С.А. Чаплыгин, химик Д.И. Менделеев, геохимик В.И. Вернадский, кристаллограф Е.С. Федоров, микробиологи С.Н. Виноградский и И.И. Мечников, физиолог И.П. Павлов, ботаник и микробиолог М.С. Цвет и др. Другие значительные российские ученые, хотя и не сделали столь выдающихся мировых открытий и не создали принципиально новых теорий, но внесли «заметный вклад в освоение новых областей знания, в систематику отдельных дисциплин, модернизацию институциональной базы науки и были одновременно красноречивыми и влиятельными ораторами, защищавшими интересы национальной науки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Введение.
В переломные моменты истории, ещё не ставшей прошлым, а представляющей бурное настоящее, довольно обычны — пожалуй, даже традиционны обращения к древним временам. При этом не только проводятся параллели, сопоставляются события разных эпох, но и делаются попытки усмотреть в давних деяниях предков посевы, кот ...

 Периодизация истории Древнего Египта
Принятая в современной науке периодизация египетской истории имеет корни в глубокой древности. Ее основа была предложена в двухтомной «Истории Египта», написанной на греческом языке египетским жрецом Манефоном, жившим вскоре после эпохи Александра Македонского. Манефон делит всю историю династического Егип ...

Богдан Хмельницкий предводитель восстания и гетман запорожских казаков
Когда Хмельницкий вернулся из Варшавы, его схватили по приказу префекта Чигирина. Однако Чигиринский полковник реестровых казаков Станислав Кричевский освободил его под свое поручительство. Кричевский, в тайне, симпатизировал планам Хмельницкого. С молчаливого согласия Кричевского Хмельницкий бежал в Сечь в ...