История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Политика первых Стюартов
Страница 1

С 1603 г. королем Англии стал сын казненной Елизаветой шотландской королевы Марии Стюарт – Яков VI Шотландский, принявший в Англии имя Якова I. Противоречия между феодально-абсолютистский строем и развивающимися буржуазными отношения при новой династии сказались особенно остро. Яков I сразу же по приезду в Англию стал оплотом всех реакционных феодальных сил стран. Феодальная аристократия, еще частью католическая на западе и севере Англии, возлагала на нового короля, сына католички Марии Стюарт, большие надежды, полагая, что он восстановит в Англии католицизм или, во всяком случае, отменит наиболее стеснительные для католиков законы, установленные при Елизавете Тюдор. Англиканское духовенство со своей стороны, учитывая конфликты Якова с шотландскими пресвитерианами, возлагало на него не меньшие надежды, рассчитывая на помощь в борьбе с всё более распространявшимся в Англии пуританизмом. Но сами пуритане тоже ожидали от нового короля облегчения свое положения, полагая, что Яков, получив воспитание под надзором кальвинистских богословов и будучи королем протестантской Шотландии, не захочет пойти по стопам своей матери и поддерживать католическую веру. В действительности Якову I были ненавистны теократические и тираноборческие настроения наиболее крайних шотландских кальвинистских проповедников Нокса и Бьюкенена, идеи которых тщетно пытались, а привить его воспитатели в Шотландии. Он был убежденным поклонником абсолютистских доктрин, развивавшихся в XVI в. в ряде стран континентальной Европы, особенно во Франции. Политический строй Франции и Испании, двух государств Европы, где королевская власть к XVII в. получила законченные абсолютистские формы, казался Якову I идеалом. Стремление новых классов английского общества (буржуазии и нового обуржуазившегося дворянства) к ограничению королевского абсолютизма и к использованию английского парламента в этих целях, явившееся уже с конца XVI в., встретило со стороны Якова I осуждение и противодействие.

Еще, будучи королем Шотландии Яков I написал два трактата – «Царский дар» (1599) и «Истинный закон свободной монархии» (1603) в которых «коронованный автор» развивал теорию абсолютизма в тот самый момент, когда в Англии этот политический строй уже начал вызывать против себя глубокое недовольство. «Шотландские короли, – писал Яков, – существовали до установления сословий и рангов, до созыва парламентов, до издания законов. Ими была распределена земля (среди знати), ими были образованы различные сословия так же, как ими были созданы различные правительственные учреждения. Короли были творцами законов, а не законы творцами королей». По мнению Якова, парламент не обладает законодательными правами. Он (парламент) может издавать законы, но лишь в том случае, если «королевский скипетр коснется их», т.е. если они будут утверждены королем. В чисто средневековом стиле Яков I подчеркивал божественное происхождение королевской власти. «Монархи – божьи наместники», – заявлял он по своем прибытии в Англию уже в первом парламенте. – «Кто, кроме бога, может быть судьей между королем и его народом? » «Рассуждать о том, что бог может и чего не может, есть богохульство. Рассуждать о том, что может государь и чего не может, есть бунт. Я не позволю рассуждать о моей власти. Монархический порядок есть самый высший на земле порядок. Монархи – божьи наместники. Они сидят на божьем престоле. Сам бог называет их богами», – рассуждал Яков I перед тем же парламентским собранием. Король не раз признавался, что с трудом выносит английский парламент. Положение английского короля казалось Якову I странным. «Удивляюсь, – говорил он о парламенте испанскому послу Гондомару, – как мои предки допустили такое учреждение. Я застал уже его готовым, когда приехал сюда. Я вынужден мириться с тем, от чего не могу никак отделаться». Считая свою власть абсолютной, Яков I негодовал, когда парламент отказывался предоставить королю право взимания налогов. «Ведь могут же брать пошлины короли Франции, Дании, Испании. Почему же я не могу этого делать?» – говорил он раздраженно в 1610 г. Пытаясь добыть деньги помимо парламента, Яков I широко практиковал торговлю патентами на всякие торговые и промышленные монополии, восстановив, таким образом, практику, в свое время уже решительно осужденную парламентом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Захват "арендных территорий". Раздел Китая на сферы влияния
Японо-китайокая война была началом нового общего наступления колонизаторов на Китай. "Япония . — указывал В. И. Ленин, — попробовала пробить брешь в китайской стене, открывая такой лакомый кусок, который сразу ухватили зубами капиталисты Англии, Германии, Франции, России и даже Италии" *. Наряду ...

Древняя цивилизация Майя
Древняя цивилизация Майя Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек. Существует мнение, что ...

Начало восстания
Азербайджанские революционеры в конце апреля 1920 г. захватили власть в Тавризе. Это был демократический переворот, который оказал влияние на национально-демократическое движение в стране. Наиболее сильное национально-освободительное движение в Иране в 1919-1920 гг. происходило в Гиляне. Здесь было провозгл ...