История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Пуританизм и его влияние на формирование новой идеологии
Страница 2

Пуританство не было религией большинства населения. Большая часть населения Англии даже во время революции оставалась верной англиканской церкви (а на западе и севере тогда немало было и католиков), но пуритане наиболее ярко выражали идеологию растущего капитализма. Пуритане проповедовали новую буржуазную морали и создавали новые религиозно – политические формы организации, которые помогали буржуазии и новому дворянству сплачиваться и вести борьбу против абсолютизма.

По вопросу о формах нового церковного устройства пуританство раскололось еще в XVI в. на ряд течений. Наиболее богатая часть пуритан –представители крупной буржуазии и наиболее состоятельной части нового дворянства – стремилась придать своей новой церкви строго кальвинистское устройстве. Эта часть пуритан еще с 70-х годов XVI в. получила название «пресвитериан» от приверженности их к такому строю церковной организации, в котором главную роль играли пресвитеры – старейшины – особые выборные лица от мирян, руководившие вместе с пасторами («министрами») делами кальвинистской церковной общины. Пресвитерианское церковное устройство, при котором через пресвитеров решающее влияние на дела общин оказывают ее самые состоятельные члены, предполагал независимость церкви от государственной власти, периодически созываемые церковные съезды – синоды, отмену обрядов, оставшихся в англиканстве от католичества, и в то же время определенное единообразие церковного культа [32, с.364].

С самого начала пресвитерианство обнаружило отрицательное отношение не только к государственной дворянско-аристократической англиканской церкви, но и к другим пуританским сектам более радикального и демократического направления. Эти крайние пуританские секты, со своей стороны, резко критиковали пресвитериан, заменявших, по их мнению, один авторитет, авторитет епископа, другим принудительным авторитетом – пресвитеров и синода.

Второе значительное направление в пуританстве, оформившееся несколько позднее первого в 80-90-х годах XVI в., носило разные названия: «браунистов» (по имени одного из основателей – Роберта Брауна), «конгрегационалистов» (конгрегация - в данном случае церковная община, которой придавали особое значение радикально настроенные пуритане) или «индепендентов» т.е. независимых, так как

они провозглашали полную автономию и независимость каждой религиозной общины как от государственной власти так и от какой – либо

общей церковной власти.

В тоже время индепенденты решительно высказывались за максимально «свободные» формы самого богослужения, считая противоречащим священному писанию составление каких-либо обязательных молитв, гимнов или обрядов; они предоставляли каждому участнику религиозного собрания право «свободно проповедовать» или даже свободно «пророчествовать» на основании собственного понимания текстов священного писания. Индепенденты являлись противниками не только епископов, но также выступали против власти пресвитерианских синодов. Самих же пресвитеров они считали «новыми тиранами».

О себе индепенденты говорили не иначе как о «святых», «орудии неба», «стреле в колчане бога» и т. п. Над собой индепенденты не признавали никакой власти в делах совести, кроме «власти бога», и считали себя освобожденными от каких-либо людских предписаний, если те противоречили «откровениям истины». Свою церковь представители левого крыла пуритан строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих. Каждая из общин управлялась волей большинства.

В противоположность пресвитерианской централизованной церкви, индепендентство делилось на множество мелких сект, и в организационном отношении было совершенно раздроблено. К индепендентам принадлежали средняя и мелкая городская буржуазия, часть дворянства — джентри, часть крестьянства, преимущественно восточных графств, где долго сохранялись традиции лоллардизма (движение, направленное против богатств высшего духовенства, особенно монастырского и епископского землевладения). Городские плебейские элементы частично тоже входили в наиболее крайние индепендентские секты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Общий характер собирательной деятельности московских князей.
Сосредоточение великорусских земель и княжеств в руках московских князей, несомненно, подготовливало разрушение удельного порядка, уменьшая в общем политическое дробление страны, по крайней мере, на первых порах. Но само по себе оно не могло еще привести к полному падению удельной системы. Дело в том, что м ...

Борьба немцев с "партизанскими бандами"
С 1942 г партизаны стали представлять для вермахта и оккупационной администрации на Востоке серьезную проблему. Если в начале войны, как утверждалось в отчете начальника немецкой Тайной полевой полиции "сельские жители видели в немецких солдатах освободителей от большевистского ига и ожидали от них лик ...

Отраслевое распределение торгового капитала
Как правило, татарские предприниматели Казани вкладывали средства в торговлю хлебо-бакалейными и мануфактурными товарами, а также сырьем и кожами. В 1901 году выданные коммерсантам - татарам свидетельства на право торговли распределились следующим образом: сто тридцать пять (34 процента) было выдано на тор ...