История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Пуританизм и его влияние на формирование новой идеологии
Страница 5

Но для осуществления своих целей Лоду не нужно было превращаться в католика. Его политика заключалась в том, чтобы создать сильную церковь, которая была бы верной слугой английского абсолютизма. Англо – католики (как называли Лода и его единомышленников) стремились превратить каждого приходского священника в послушное орудие королевской власти, поручая и навязывая ему прямые функции защиты и пропаганды абсолютизма.

Священникам предписывалось систематически читать верующим проповеди о «безусловном повиновении королю» при всех обстоятельствах. Текст таких проповедей составлялся специально в архиепископской канцелярии и рассылался по всем приходам страны.

С неистовой жестокостью Лод преследовал пуритан, в которых видел главных врагов церкви и короля, подтачивавших и разрушавших «основы религии и общества». Репрессии Лода обрушивались как на пресвитериан, так и на индепендентов; особенно жестоко англиканские церковные власти расправлялись так называемыми сепаратистами, т.е. с течениями уже открыто отделившимися, вышедшими из англиканской церкви и резко обличавшими ее как «идолопоклонническую», «антихристианскую», «криптопапистскую»(т.е. скрыто – папистскую церковь). Чрезвычайные суды – Звездная палата и Высокая комиссия – арестовывали, пытали, штрафовали, подвергали разным зверским, увечащим наказаниям пуритан за их противоангликанскую агитацию и пропаганду. О жестоком характере наказаний, применявшихся судами в отношении пуритан, говорят следующие примеры. В 1630 г. Звездная палата приговорила пресвитерианского писателя Александра Лейтона за книгу против епископов, опубликованную им в Голландии, к 10 тыс.ф.ст. штрафа и пожизненному тюремному заключению; кроме того Лейтон был подвергнут бичеванию, ему было наложено клеймо на лицо, у него были вырезаны ноздри и отрублены уши. В 1637 г. три известных пресвитерианских богослова Принн, Бертон и Баствик подверглись той же участи. В 1638 г. молодой Джон Лильберн, обвиненный в распространении запрещенной в Англии индепендентской литературы, был приговорен к штрафу в 500 ф.ст., подвергнут публичному бичеванию на одной из лондонских площадей, выставлен на целый день у позорного столба и наконец, заключен в тюрьму. Преследуя пуритан, Лод ослабил в тоже время нажим на католиков. Законы против католиков в период беспарламентского правления Карла I применялись далеко не так строго, как в предшествующее время.

Начиная с 80 – 90-х годов XVI в. на пуритан обрушились многочисленные правительственные репрессии. Особенно подверглись преследованиям наиболее радикальные индепендентские секты. Многие индепенденты, чтобы избежать преследований, переселялись в Нидерланды, где вступали в связь с континентальными (голландскими и немецкими) сектантами, в частности с меннонитами, преемниками анабаптистов. Часть этих эмигрантов, радикально настроенных пуритан, возвращалась потом в Англию и усиленно пропагандировала здесь свои радикальные церковные взгляды. Много пуритан-индепендентов, а частью и пресвитериан, переселялось за океан, в Америку, где в начале XVII в. они начали заселять на восточном побережье Северной Америки, где основало штаты под названием Новая Англия. Джордж Каннинг, английский политический деятель сказал по этому поводу: «Пуритане обратились к Новому Свету, чтобы восстановить равновесие в Старом» [20, с.123]. Несмотря на преследования и гонения, продолжавшиеся и даже усилившиеся в первые десятилетия XVII в., пуританство продолжало усиливаться. Увеличивались численно как правое – пресвитерианское, так и левое – индепендентское – течения пуританства. Даже многие из принадлежавших еще официально к англиканской церкви сочувствовали пуританам и требовали проведения реформ государственной церкви в умеренно – пуританском духе. Пресвитериане и индепенденты выделили немало пылких публицистов, авторов сотен религиозно-политических памфлетов, в которых в форме религиозных изречений, рассуждений, увещаний и проповедей осуждалась «испорченная», «полупапитская» государственная англиканская церковь, а заодно с ней и поддерживающая ее королевская власть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Начало индустриализации страны (1926-1928 гг.)
В 1926 году Советский Союз вступил в новый период своего развития – в период борьбы за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства [17]. Осложняло дело то, что осуществление этих грандиозных задач практически совпало по времени: обе они в основном и главном были решены в годы первых двух п ...

История развития партизанского движения
Понятие "партизаны" возникло в XVIII веке, и обозначало первоначально самостоятельные действия отдельных от армии легких отрядов, направляемые преимущественно в тыл и на фланги противника. Такие отряды, главным образом кавалерийские, которым ставилась задача нарушать коммуникации, носили французск ...

Четвертый этап – эволюция и роль образа врага в начале 1950-х гг.
В середине 1951 г. образ врага не был выражен столь ярко и полно, как в марте 1949 г. ЦК ВКП(б) делал акцент на развитие у граждан «советского патриотизма», а также боролся против «пережитков капитализма» в сознании «отдельных» несознательных граждан СССР. В начале 50-х гг. в советской внешнеполитической пр ...