Пуританизм и его влияние на формирование новой идеологииСтраница 1
От Тюдоров Англия унаследовала англиканскую церковь, основанную в 1534 г., после разрыва с Римом, когда главой англиканской церкви был объявлен английский король. Однако мало, что изменилось от разрыва с католицизмом. Англиканская церковь, как и католистическая, оставалась церковью аристократов. Духовенство использовало государственный аппарат для надзора за своей паствой. Оно не только поддерживало всеми силами королевскую власть, от которой оно зависело, но и для укрепления своего собственного престижа преувеличивало могущество своего главы. Церковь внушала народу, что королевская власть происходит от бога, что король – наместник божий на земле, и что следовательно, все учреждения страны, например парламент или суд, имеют власть лишь поскольку им ее предоставил король. Всякое противодействие королю считалось недопустимым и приравнивалось к богохульству. Подобные идеи находили полную поддержку и одобрение у Стюартов.
Однако уже при Тюдорах Англия стала не единой в религиозном вопросе. Произошло не только разделение на католиков и англикан. В рядах самих англикан появились разногласия. Вновь созданная церковь устраивала далеко не всех. Разногласия в религиозной сфере отражали усилившиеся экономические и политические противоречия между различными слоями населения. англиканская церковь была церковью феодалов и поэтому не могла удовлетворить буржуазию. На великолепные храмы, на роскошную одежду духовенства и на его содержание (особенно высшего) тратились огромные средства. Буржуазии же была нужна новая, дешевая церковь, которую поддерживали широкие слои населения.
В стране стало развиваться широкое общественное, религиозно – политическое движение, известное под названием пуританизма (от латинского слова purus – чистый; точнее от английской его формы pure). Под именем пуритан в Англии еще с 60-х годов XVI в. были известны протестанты, не довольствовавшиеся той незаконченной, половинчатой реформацией, которая была проведена в Англии в середине этого столетия (сохранение епископата в установившейся после реформации государственной англиканской церкви и значительной части церковного землевладения в виде епископских земель, сохранение в культе и вероучении многочисленных элементов католицизма, в частности пышной обрядности, и т.д.). Пуритане считали епископальную англиканскую церковь полупапистской, остановившейся на полдороге между протестантством и католичеством. С другой стороны, пуритане критиковали зависимость англиканской церкви от правительств», назначавшего, смещавшего и контролировавшего епископов, превратившихся по существу в настоящих королевских чиновников. Пуританство было не только церковным движением, выступавшим с требованием переустройства церковной организации в интересах буржуазного развития страны. Оно означало собою также и новую религиозную идеологию, проникнутую чертами буржуазного мировоззрения той эпохи, которому соответствовали и определенные политические устремления. Исходя из идей кальвинизма, английские пуритане отвергали старый феодальный мир с его моральной испорченностью», «распущенностью», «леностью» и «расточительностью» противопоставляли ему новый идеал «благочестивой», «размеренной», «трудолюбивой» жизни, своего рода образ идеализированной буржуазия периода первоначального накопления капитала, когда основными добродетелями считались в первую очередь воздержание, трезвость, бережливость, скопидомство.
Пуританские взгляды на жизнь прекрасно отразил современник английской революции, известный английский поэт Джон Мильтон, который в одном из своих ранних произведений писал: «Обманщик, не ссылайся напрасно на невинную природу, будто ее дети должны расточать ее избытки. Она (природа) бережливо дает из своих сокровищ лишь добродетельному который следует ее закону трезвости и священному правилу строгой умеренности». Пуритане решительно осуждали всякие развлечения считали «греховными» роскошные наряды и уборы, яркие костюмы, веселые праздники охоту, театр, музыку, игру в карты, даже, занятие спортом и т.п. Пуритане восставали против слишком большого числа церковных праздников, поскольку это мешало накоплению богатств; в воскресенье же, запрещая «шумные развлечения», они рекомендовали проводить время за чтением библии.
Реформа отношений с церковью
В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр I, продолжая политику своего отца царя Алексея Михайловича, направленную на ослабление церковного влияния, не торопился объявить выборы нового главы русской церкви. Царь разделил его функции между двумя ведомствами: Монастырскому приказу отошли имущественные дела, а орга ...
Феномен власти-собственности и процесс трибализации в развитии Шан.
Прежде чем приступить к характеристике шанского общества и его культуры, необходимо обратить внимание еще на некоторые нормативные институты, выявленные в процессе изучения достижений современной антропологии. Первый из них — феномен власти-собственности. Суть его, тесно связанная с реципрокным взаимообмено ...
1908
Январь. Полиция провела в Таллине массовые аресты рабочих активистов. Арестован почти весь состав Таллинского горкома РСДРП. Дело рассматривал военный суд. Подсудимым вменялось в вину, что их деятельность была направлена «к низвержению в российском государстве установленного законами образа правления с заме ...
