Пуританизм и его влияние на формирование новой идеологииСтраница 1
От Тюдоров Англия унаследовала англиканскую церковь, основанную в 1534 г., после разрыва с Римом, когда главой англиканской церкви был объявлен английский король. Однако мало, что изменилось от разрыва с католицизмом. Англиканская церковь, как и католистическая, оставалась церковью аристократов. Духовенство использовало государственный аппарат для надзора за своей паствой. Оно не только поддерживало всеми силами королевскую власть, от которой оно зависело, но и для укрепления своего собственного престижа преувеличивало могущество своего главы. Церковь внушала народу, что королевская власть происходит от бога, что король – наместник божий на земле, и что следовательно, все учреждения страны, например парламент или суд, имеют власть лишь поскольку им ее предоставил король. Всякое противодействие королю считалось недопустимым и приравнивалось к богохульству. Подобные идеи находили полную поддержку и одобрение у Стюартов.
Однако уже при Тюдорах Англия стала не единой в религиозном вопросе. Произошло не только разделение на католиков и англикан. В рядах самих англикан появились разногласия. Вновь созданная церковь устраивала далеко не всех. Разногласия в религиозной сфере отражали усилившиеся экономические и политические противоречия между различными слоями населения. англиканская церковь была церковью феодалов и поэтому не могла удовлетворить буржуазию. На великолепные храмы, на роскошную одежду духовенства и на его содержание (особенно высшего) тратились огромные средства. Буржуазии же была нужна новая, дешевая церковь, которую поддерживали широкие слои населения.
В стране стало развиваться широкое общественное, религиозно – политическое движение, известное под названием пуританизма (от латинского слова purus – чистый; точнее от английской его формы pure). Под именем пуритан в Англии еще с 60-х годов XVI в. были известны протестанты, не довольствовавшиеся той незаконченной, половинчатой реформацией, которая была проведена в Англии в середине этого столетия (сохранение епископата в установившейся после реформации государственной англиканской церкви и значительной части церковного землевладения в виде епископских земель, сохранение в культе и вероучении многочисленных элементов католицизма, в частности пышной обрядности, и т.д.). Пуритане считали епископальную англиканскую церковь полупапистской, остановившейся на полдороге между протестантством и католичеством. С другой стороны, пуритане критиковали зависимость англиканской церкви от правительств», назначавшего, смещавшего и контролировавшего епископов, превратившихся по существу в настоящих королевских чиновников. Пуританство было не только церковным движением, выступавшим с требованием переустройства церковной организации в интересах буржуазного развития страны. Оно означало собою также и новую религиозную идеологию, проникнутую чертами буржуазного мировоззрения той эпохи, которому соответствовали и определенные политические устремления. Исходя из идей кальвинизма, английские пуритане отвергали старый феодальный мир с его моральной испорченностью», «распущенностью», «леностью» и «расточительностью» противопоставляли ему новый идеал «благочестивой», «размеренной», «трудолюбивой» жизни, своего рода образ идеализированной буржуазия периода первоначального накопления капитала, когда основными добродетелями считались в первую очередь воздержание, трезвость, бережливость, скопидомство.
Пуританские взгляды на жизнь прекрасно отразил современник английской революции, известный английский поэт Джон Мильтон, который в одном из своих ранних произведений писал: «Обманщик, не ссылайся напрасно на невинную природу, будто ее дети должны расточать ее избытки. Она (природа) бережливо дает из своих сокровищ лишь добродетельному который следует ее закону трезвости и священному правилу строгой умеренности». Пуритане решительно осуждали всякие развлечения считали «греховными» роскошные наряды и уборы, яркие костюмы, веселые праздники охоту, театр, музыку, игру в карты, даже, занятие спортом и т.п. Пуритане восставали против слишком большого числа церковных праздников, поскольку это мешало накоплению богатств; в воскресенье же, запрещая «шумные развлечения», они рекомендовали проводить время за чтением библии.
1908
Январь. Полиция провела в Таллине массовые аресты рабочих активистов. Арестован почти весь состав Таллинского горкома РСДРП. Дело рассматривал военный суд. Подсудимым вменялось в вину, что их деятельность была направлена «к низвержению в российском государстве установленного законами образа правления с заме ...
Меры по предупреждению терроризма
Мощным катализатором освободительного движения в России стали преобразования 60-х гг. XIX века. Это время характеризуется исследователями как время раскрепощения общественной жизни в России: было отменено крепостное право, проведены глубокие буржуазные реформы, введено земское самоуправление в сельской мест ...
Всеукраинский съезд Советов в Харькове
Разоблачение большевиками в конце ноября и в начале декабря антинародной, контрреволюционной деятельности Центральной рады оздоровило политическую обстановку на Украине. В. И. Ленин отметил это в "Тезисах об Учредительном собрании", написанных в день, когда на I Всеукраинском съезде Советов рождал ...