История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Пуританизм и его влияние на формирование новой идеологии
Страница 3

Таким образом, индепендентство представляло собой и религиозном и в социальном отношении весьма сложное течение, охватывавшее целый ряд самых разнообразных сект, в общем, более радикальных, чем пресвитерианские, но в свою очередь сильно различавшихся между собой по своему социальному характеру, по социальному смыслу своих религиозных требований. Радикально-демократическое крыло индепендентов, близкое широким народным массам города и деревни, отражавшее в какой – то мере чаяния этих народных масс, было связано с реформационными учениями, выдвинутыми на континенте Европы.

Благодаря пуританству стали появляться политические и конституционные теории, которые вскоре получили широкое распространение в оппозиционных кругах английской буржуазии и дворянства.

Одним из самых главных элементов этих теорий являлось учение об «общественном договоре». Его сторонники придерживались мнения, что королевская власть установлена не богом, а людьми. Ради своего блага народ учреждает в стране высшую власть, которую и вручает королю. Но при этом права короны не должны становиться безусловными. Наоборот, по мнению этих теоретиков, корона с самого начала должна быть ограничена договором, заключенным между народом и королем как носителем верховной власти. Основное содержание этого договора должно заключаться в управлении страной и согласием с требованиями народного блага. Пока король придерживается этого договора, его власть нерушима. Но как только король начинает забывать, для каких целей учреждена его власть, и, нарушая договор, начинает править так, что приносит этим вред интересам народа, то его подданные имеют полное право расторгнуть договор и лишить короля полномочий, которые были ему переданы [4, т.1, с.385].

Многие из числа наиболее радикальных последователей этого учения из этой теории делали вывод, что подданные не только могут, но даже обязаны выйти из повиновения королю, если только тот превратится в тирана.

Кроме того, они утверждали, что подданные не должны сидеть, сложа руки, а обязаны восстать против тирана и убить его ради восстановления своих попранных прав.

Одними из самых известных представителей этих тираноборческих теорий в Англии в XVI в. были Джон Понет и Эдмунд Спенсер, в Шотландии — Джордж Бьюкенен. О том, что идеи тираноборцев пользовались огромной популярностью, свидетельствует хотя бы тот факт, что «Краткий трактат о политической власти» Понета, который был впервые издан в 1556 г., переиздавался накануне революции – в 1639 г. и в самый разгар ее – в 1642 г.

С рядом публицистических работ пуританского характера по вопросам конституции в 30 – 40 годах XVII в. выступил Генри Паркер. Впоследствии его учение о происхождении власти путем общественного договора и вытекающих отсюда основных правах английского народа имело большую популярность и оказало огромное влияние на литературу революционного времени. В частности, в своей работе, посвященной королевской власти, Паркер писал: «В споре между королевской и парламентской властью с целью систематизации необходимо рассмотреть сначала королевскую, а затем парламентскую власть, а в обеих рассмотреть действенные и конечные мотивы и средства, при помощи которых они поддерживались. Король приписывает происхождение королевской власти богу и закону, не упоминая о поддержке, согласии и доверии людей. Но истина такова, что бог не более автор королевской власти, чем аристократической, власти верховной и власти подчиненной. Более того, та власть, которая узурпирована и несправедлива, пока она остается властью и пока она по закону не отозвана, относится столь же к Богу, как и к нам, к создателю и дарителю в той же степени, как и та власть, которая является наследственной. И тот закон, который король имеет в виду, не следует понимать как какой-то специальный указ, ниспосланный с неба ангелами и пророками. Власть не может быть ничем иным среди христиан, как договорами и соглашениями каких-то политических корпораций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Воцарение Лжедмитрия 1
Одновременно распространился слух о том , что в Польше скрывается законный наследник престола- царевич Дмитрий считавшийся погибшим. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым. Самозванец на самом деле происходил из мелких дворян, служил у бояр Романовых, а после ссылки постригся в монахи в Чудо ...

Идейная борьба в Боливии в 20-30-е годы XX века
Логическим завершением социально-экономических процессов первой четверти ХХ века и изменений социально-классовой структуры общества в Боливии стал глубочайший кризис господствующей идеологии. Отказ общества от устоявшихся представлений и концепций привел к «идейной революции», завершившей идейные поиски пок ...

Первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928/29-1932/33 гг.)
Ocнoвными зaдaчaми пepвoгo пятилeтнeгo плaнa являлиcь [9]: 1) пpeвpaщeниe CCCP из cтpaны aгpapнoй и oтcтaлoй в индycтpиaльнyю, экoнoмичecки впoлнe caмocтoятeльнyю и нeзaвиcимyю oт кaпитaлиcтичecкиx cтpaн; 2) coздaниe тaкoй индycтpии, кoтopaя былa бы cпocoбнa пepeвoopyжить и peopгaнизoвaть вce oтpacли нapo ...