История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Быт и нравы дворян в XIX веке
Страница 12

Материалы » Быт и нравы дворян в XIX веке » Быт и нравы дворян в XIX веке

Итак, выделим два момента: "матушка прослыла гордячкой, московской комильфо, что по-степному равнялось бранному слову" и "ОНИ стали бояться быть не "комильфо"".

С одной стороны, строй наших деревенских понятий не ладил с их образом мыслей, а с другой - их столичные манеры казались нам претензиями и даже надменностью, - пишет в "Записках" Д.Н. Толстой. В свою очередь, и они, вероятно, видели в нас закоснелую деревенщину, в чем они часто и были правы".

Аристократический тон, царивший в "гостиных лучшего общества", быт чужд провинциалам. Чтобы стать в провинции "своим", следовало "избегать мелочных правил этикета", "у провинциалов должно и должно по необходимости покоряться их обычаям ."

Ф.Ф. Бигель дает примечательную характеристику столичному аристократу Григорию Сергеевичу Голицыну, который был назначен пензенским губернатором: "Большая часть пензенцев были от него без памяти, и как не быть?. губернатор еще молодой, красивый, ласковый, приветливый, принадлежащий к княжескому роду, почитаемому одним из первых в России, в близком родстве сo всем, что Петербург являет высокого и знатного при дворе .

Наш князь Григорий пензенский был аристократ совсем особого покроя, совершенно отличный от брата своего Феодора, который настоящей тогдашней аристократии служил образцом. Он находил, что не иначе можно блистать, как в столице и при дворе . Его ласково-вежливое обхождение не допускало же никакой короткости с теми, с кем он иметь ее не хотел. Старший же брат, напротив, охотно балагурил, врал, полагая, что со всеми может безнаказанно быть фамилиарен. Он любил угощать у себя, попить, поесть, поплясать. По-моему, он был прав; такими только манерами можно было тогда понравиться в провинции; graпd geпr* князя Феодора там бы не поняли".

По-другому столичное дворянство реагировало на нарушение правил этикета в светских гостиных.

Примечателен рассказ А.И. Соколовой об "импровизированном" бале в доме Н.В. Сушкова, где был объявлен конкурс на лучшее исполнение мазурки:

"М-те Мендт сбросила мантилью, подала руку своему кавалеру и понеслась по залу с прирожденной грацией и воодушевлением истой варшавянки. Выбранный ею кавалер оказался достойным ее партнером, и живой, чуть не вдохновенный танец увлек всех присутствовавших . им усердно аплодировали . кричали "браво", и когда они окончили, то шумно потребовали повторения.

М-те Мендт согласилась протанцевать еще раз, но тут случился эпизод, для дома Сушковых совершенно неожиданный.

* Аристократический тон (фр).

Оказалось, что ботинки красавицы несколько жали ей ногу . Она согласилась пройти еще два или три тура мазурки, но не иначе, как без башмаков, и, получив восторженное согласие мужчин и несколько смущенное согласие дам, живо сбросила ботинки . и в белых шелковых чулках понеслась по залу .

М-те Сушкова была совершенно скандализована ." Снять обувь в присутствии мужчин в то время считалось верхом неприличия. По-другому, наверное, и не могла отреагировать жена хозяина дома, Д.И. Тютчева, сестра поэта, "выросшая В чопорных условиях прежнего "большого света"".

Слово "скандализоваться" выражает негативную оценку действий того, кто нарушил правила приличия. "Императрица довольно долго беседовала со мной относительно своих детей. Я ей сказала, что была скандализована манерами бонны великого князя Алексея", читаем в дневнике А.Ф. Тютчевой.

В то же время "нужно помнить, что многие грешат не намеренно, а по незнанию, и оскорбляющиеся несоблюдением приличий в других, показывают еще меньше такта, чем сами обвиняемые".

С англоманией прочно входит в обиход понятие "светского льва". Критикуя англоманов в очерке "Лев и Шакал", Ф. Булгарин пишет: "Лев везде является последним и заставляет ждать себя. В старину, когда господствовала чисто французская мода с ее вежливостью, надлежало подходить с какою-нибудь милою фразою к хозяйке дома, подарить ласковым словцом хозяина и приветствовать всех гостей. У нас, на святой Руси, весьма долго еще велся обычай целовать ручку хозяйке и важнейшим дамам. Теперь дама вам бы не дала руки и провозгласила вас вандалом, если б вам вздумалось обратиться к старому обычаю. Теперь приветствуют хозяйку только взглядом, и если Лев ее родственник или близкий знакомый, домашний друг, то берет хозяйку за руку и пожимает, как в старину делалось за кулисами, с танцорками. Хозяину довольно и одного знака головою, в доказательство, что он замечен Львом! На прочих гостей Лев только озирается: этим заменяется прежнее приветствие. Комплиментарных прелюдий к разговору, как бывало в старину, ныне нет никаких. Теперь начинают разговор прямо с середины, так, что со стороны, когда не знаешь дела - вовсе непонятно.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Июньский (1957г.) Пленум ЦК КПСС
Внеочередной пленум ЦК открылся 22 июня, в субботу, в 14 часов. Он продолжался семь дней и закончился в следующую субботу, 29 июня. На первом заседании председательствовал Хрущев, на остальных - Суслов. Уже с первых минут начала работы пленума Хрущев показал, что с той частью членов президиума ЦК, которая с ...

Преступления против человечности.
Все обвиняемые совершили преступления против человечности в период с 1939 года по 8 мая 1945 года в Германии и на территориях, оккупированных германскими вооруженными силами начиная с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом море. Обвиняемые проводили политику преследования ...

Октябрьский Пленум ЦК КПСС.
После поездок Хрущев начал готовить реформу в деле управления сельским хозяйством, он хотел создать в стране специализированные управления по отраслям сельского хозяйства: «Главскотоводство», «Главптицеводство», «Главхлопководство», «Главсвекловодство» и т.д. Однако, это предложение встретило возражения. О ...