История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Быт и нравы дворян в XIX веке
Страница 11

Материалы » Быт и нравы дворян в XIX веке » Быт и нравы дворян в XIX веке

Ревность к мужу, выставленная напоказ, - признак дурного тона. Императрица Мария Александровна с улыбкой называла "многочисленные сердечные увлечения·) Александра 11 "умилениями моего мужа", однако, по словам ее фрейлины, "она очень страдала., Страдала и Софья Андреевна Толстая, когда 22 июля 1866 года Писала в своем дневнике: "Нынче Лева ходил в тот дом под каким-то предлогом . Она ему нравится, это очевидно, и это сводит меня с ума. Я желаю ей всевозможного зла, а с ней почему-то особенно ласкова.

Провинциальная простота хитрее столичного искусства.

Провинциальное дворянство, с одной стороны, старалось подражать манерам столичных аристократов, с другой - с неприятием относилось к "столичному этикету". Прямое подтверждение этому находим в воспоминаниях Е.И. Раевской о жизни ее семьи в селе Сергиевском Рязанской губернии:

"В 20-х годах нашего века Рязанскую губернию называли степною, и мало кто там живал из тех, которые, справедливо ли или нет, считались хорошим обществом .

Тот, кто читал "Семейную хронику" Аксакова, помнит впечатление, произведенное на молодую Багрову приездом ее к свекру в степь. К счастию, хотя матушка жила в первое время в двух сплоченных избах, произведенных в хоромы, но она жила дома, у себя, хозяйкой и свободной в своих действиях. Привыкшая весь день заниматься нами, детьми, и, боясь, что деревенские знакомства помешают ей быть с нами неразлучной, притом сознавая чутьем то, чем были ее соседи, она сначала замкнулась в четырех стенах и ни к кому не поехала с визитом. Это поведение было противно всем правилам учтивости по степным понятиям. Новоприезжие обязаны были ехать знакомиться со старожилами. Матушка прослыла гордячкой, московской комильфо, что по-степному равнялось бранному слову.

Стали соседи ждать да поджидать первого визита новоприезжей, но, видя, что труд напрасен, они, конечно, из непреодолимого любопытства начали один за другим являться в село Сергиевское - знакомиться. Первые появившиеся немедленно довели до сведения остальных, что "гордячка" - вовсе не горда, напротив, Очень любезная, внимательная хозяйка, к тому же хороша собой.

Потекли к нам соседи со всех сторон. Это случилось с самого первого пребывания родных в степи. Когда же, несколько лет спустя, мы из Михайловского переселились в Сергиевское, то мы, привыкшие к постоянному обществу матери, скучали с нашими гувернантками, а матушка, хотя из вежливости того не показывала, но так же скучала среди незваных гостей, с которыми не имела ничего общего. Одни сплетни, отсутствие всякого то образования и любознательности, невыносимая ею игра в карты - вот то, что она в них нашла.

А туг являлись эти соседи, часто с целой ордой Детей, воспитанных по их образу и подобию, и оставались, по принятому у них обычаю, непрошеные, гocтить по два, по три дня, иногда и целую неделю. Maтушка пришла в отчаяние.

Домик тесный, куда поместить эту орду гостей? Одно она свято соблюдала. Б нашу детскую комнату никогда с нами не помещала приезжих, боясь для нас сближения с чужими детьми, в которых просвечивала уже испорченная нравственность.

Но что делать? - на полу, в гостиной, В столовой навалят перин, а иногда для детей просто сена, покроют коврами, постелют поверх простынями, одеялами, наложат подушек, и приезжие "вповалку" на этом спят. Это их не смущало, не мешало продолжать своего гощения.

Между тем матушка с умыслом не спешила отдавать визитов. Наконец поехала утром, посидела в гостях с час и велела подавать лошадей, которых вперед запретила кучеру отпрягать.

Как? - с удивлением воскликнули хозяева. - Вы хотите ехать? А мы думали, вы останетесь у нас ночевать. (Это за восемь верст от дома!)

Извините, не могу.

Ну хоть откушайте у нас!

Извините, меня дети ждут к обеду.

Таким образом, матушка уезжала, возбудив негодование хозяев, отдавших уже приказ перерезать горло домашней птице, а может быть, и зарезать быка, чтоб угостить московскую гостью.

Мало-помалу, рассказывала матушка, отучила я соседей поселяться у меня на несколько дней и приучила к утренним визитам. Они стали бояться быть не "комильфо" и захотели хоть тем подражать столичным Moдaм".

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Вопрос об участии в выборах во II думу
Что касается Государственной думы, то меньшевики превозносили ее в своей резолюции, как лучшее средство для разрешения вопросов революции, для освобождения народа от царизма. Большевики, наоборот, рассматривали думу, как бессильный придаток царизма, как ширму, прикрывающую язвы царизма, которую он отбросит ...

Причины перехода к патриархату: социально-экономические и антропологические
Наш учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» под редакцией А.Н. Сахарова объясняет причины перехода от матриархата к патриархату следующим образом: «Переход к производящему хозяйству составляет суть неолитической революции. Думается, что основоположником производящего хозяйства явилас ...

Рост торгово-ростовщического капитала, ярмарки в Казахстане
Постепенное вовлечение Казахского края в сферу капиталистических отношений внесло немало изменений в экономическую жизнь населения, в частности, в формы и содержание торговли. Внутренняя торговля осуществлялась в двух формах: меновой и денежной. Если последняя производилась преимущественно русско-украински ...