История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Культура средневекового Ирана
Страница 2

Материалы » Иран в средние века » Культура средневекового Ирана

Рашид ад - Дин-идеолог одной из групп класса феодалов - иранской гражданской бюрократии, тесно связанной с мусульманским духовным сословием; он - сторонник сильной центральной власти в лице ильхана, поэтому враждебен к тенденции феодальной раздробленности и к ее наиболее упорной представительнице - монголо-тюркской военно-кочевой знати. И Джувейни и Рашид ад-Дин, несмотря на официальную промонгольскую направленность своих сочинений, отнюдь не замалчивали темных сторон монгольского владычества - опустошения городов и областей, массовой резни и тотального грабежа, хищнической налоговой политики, произвола властей.

Интересные материалы по политической и социально-экономической истории Ирана XIII-XV вв. содержатся и в трудах известных историков и географов этого периода - Вассафа, Хамдаллаха Казвини, Хафизи Абру, Мирхонда и др.

В историографии Ирана данного периода персидский язык почти вытеснил арабский.

В XIII-XV вв. влияние суфизма на поэзию, как и на общественную жизнь в Иране, было особенно сильным. Этому способствовали ужасы монгольского завоевания и беспросветный гнет завоевателей, побуждавшие многих людей искать выхода в "бегстве от мира", в уходе к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Влияние суфизма заметно и в поэзии Саади и Хафиза. Величайшим из суфийских персидских поэтов был Джалал од - Дин Руми (1207-1273 гг.)

В поэзии Руми крайний мистицизм и пантеизм сочетается с гуманистической проповедью свободы мысли, широкой веротерпимостью к протестам против угнетения человека человеком.

Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты этого времени, многда суфийская форма служила прикрытием для религиозного и философского вольномыслия, поскольку пантеизм мог быть маскировкой и для скрытого атеизма.

В связи с этим коротко остановимся на идеологии суфизма. В данную эпоху, как и раньше, суфизм был общим наименованием для целого ряда мистических систем как "правоверных" так и "еретических", суннитских и шиитских, представленных в ряде дервишеских орденов. Общим элементом идеологии всех направлений суфизма было учение о возможности для суфия путем бедности, нестяжания и самоотречения, долгой созерцательной и аскетической жизни, под руководством наставника - дервишеского шейха ("старца") достигнуть личного общения с богом.

При всем наличии оттенков суфизма можно наметить два основных направления - умеренное (монотеистическое) и "крайнее" (пантеистическое).

Поскольку суфизм не представлял собой идеологического единства, нельзя говорить и об единой социальной базе суфизма. Социальная среда, в которой разные течения суфизма находили адептов, была неодинакова, при том одни и те же дервишеские ордена в разное время могли отражать интересы разных социальных слоев. Иногда активный протест народных масс против феодального гнета облекался в идеологическую форму суфизма, и дервиши играли активную роль в народных движениях. Однако в данную эпоху заметна также тенденция приспособления суфизма к интересам класса феодалов. Учение о бедности стали толковать так, что суфий может и оставаться богатым лишь бы не привязывался душой к богатству и смотрел на себя не как на собственника, а лишь как на хранителя богатства, доверенного ему богом. Предполагалось, что такой богатый суфий на себя лично тратит гроши, а остальные средства расходует на религиозные и благотворительные цели; но так как никто не контролировал его, то на практике эти моральные правила его не стесняли. Многие дервишеские шейхи находили покровителей среди феодалов и сами, обрастая пожертвованными им земельными и другими богатствами, также превращались в феодалов / Иванов, 1977, с. 195/.

Страницы: 1 2 3

 Георгий Иванов в России. Поэт до 1914 года
Георгий Иванов родился в 1894 г. и был младшим, любимым сыном не очень знатного, но волей судьбы ставшего на некоторое время очень богатым, отставного военного. Детство писателя прошло в имении Студенки на границе Польши, где юношу окружала живописная природа и произведения искусства. В доме, к примеру, нах ...

Традиционная система позитивных знаний. Традиционная живопись и архитектура
Высокого уровня в Далмации достигла ренессансная скульптура. Широко известны местные скульпторы: Ю. Далматинец (собор в Шибенике), Н. Флорентинец, И. Дукнович (собор в Трогире). Алтарная живопись Н. Божидаревича, М.Хамзича выделяется изяществом манеры и лиризмом образов. В Дубровнике сохранилось множество ...

Процесс эмиграции русских и их пребывание в гражданских и военных лагерях
В январе-марте 1920 г., когда армии генерала А.И. Деникина отступали на всем фронте и из российских черноморских портов хлынул поток беженцев в Турцию и на Балканы, британские оккупационные власти в Константинополе организовали регистрацию прибывающих из России, система которой была далека от совершенства. ...