Культура средневекового ИранаСтраница 2
Рашид ад - Дин-идеолог одной из групп класса феодалов - иранской гражданской бюрократии, тесно связанной с мусульманским духовным сословием; он - сторонник сильной центральной власти в лице ильхана, поэтому враждебен к тенденции феодальной раздробленности и к ее наиболее упорной представительнице - монголо-тюркской военно-кочевой знати. И Джувейни и Рашид ад-Дин, несмотря на официальную промонгольскую направленность своих сочинений, отнюдь не замалчивали темных сторон монгольского владычества - опустошения городов и областей, массовой резни и тотального грабежа, хищнической налоговой политики, произвола властей.
Интересные материалы по политической и социально-экономической истории Ирана XIII-XV вв. содержатся и в трудах известных историков и географов этого периода - Вассафа, Хамдаллаха Казвини, Хафизи Абру, Мирхонда и др.
В историографии Ирана данного периода персидский язык почти вытеснил арабский.
В XIII-XV вв. влияние суфизма на поэзию, как и на общественную жизнь в Иране, было особенно сильным. Этому способствовали ужасы монгольского завоевания и беспросветный гнет завоевателей, побуждавшие многих людей искать выхода в "бегстве от мира", в уходе к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Влияние суфизма заметно и в поэзии Саади и Хафиза. Величайшим из суфийских персидских поэтов был Джалал од - Дин Руми (1207-1273 гг.)
В поэзии Руми крайний мистицизм и пантеизм сочетается с гуманистической проповедью свободы мысли, широкой веротерпимостью к протестам против угнетения человека человеком.
Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты этого времени, многда суфийская форма служила прикрытием для религиозного и философского вольномыслия, поскольку пантеизм мог быть маскировкой и для скрытого атеизма.
В связи с этим коротко остановимся на идеологии суфизма. В данную эпоху, как и раньше, суфизм был общим наименованием для целого ряда мистических систем как "правоверных" так и "еретических", суннитских и шиитских, представленных в ряде дервишеских орденов. Общим элементом идеологии всех направлений суфизма было учение о возможности для суфия путем бедности, нестяжания и самоотречения, долгой созерцательной и аскетической жизни, под руководством наставника - дервишеского шейха ("старца") достигнуть личного общения с богом.
При всем наличии оттенков суфизма можно наметить два основных направления - умеренное (монотеистическое) и "крайнее" (пантеистическое).
Поскольку суфизм не представлял собой идеологического единства, нельзя говорить и об единой социальной базе суфизма. Социальная среда, в которой разные течения суфизма находили адептов, была неодинакова, при том одни и те же дервишеские ордена в разное время могли отражать интересы разных социальных слоев. Иногда активный протест народных масс против феодального гнета облекался в идеологическую форму суфизма, и дервиши играли активную роль в народных движениях. Однако в данную эпоху заметна также тенденция приспособления суфизма к интересам класса феодалов. Учение о бедности стали толковать так, что суфий может и оставаться богатым лишь бы не привязывался душой к богатству и смотрел на себя не как на собственника, а лишь как на хранителя богатства, доверенного ему богом. Предполагалось, что такой богатый суфий на себя лично тратит гроши, а остальные средства расходует на религиозные и благотворительные цели; но так как никто не контролировал его, то на практике эти моральные правила его не стесняли. Многие дервишеские шейхи находили покровителей среди феодалов и сами, обрастая пожертвованными им земельными и другими богатствами, также превращались в феодалов / Иванов, 1977, с. 195/.
Ход
военных действий. Военные действия в
период с 1741 по 1747гг.
16 декабря 1741 года прусская армия перешла границу. Вследствие крайней слабости австрийцев в Силезии, к концу января 1741 г. вся Силезия была занята пруссаками, за исключением крепостей Глогау, Бриг и Нейссе. Командующий австрийскими силами фельдмаршал-лейтенант Броун отступил в Моравию. Медлительность фр ...
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве петровской эпохи окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»).
Ведущим ж ...
Предпосылки и необходимость государственных реформ
в России эпохи Александра II/1855-1881 гг./
Крепостничество в России существовало значительно дольше, чем в других странах Европы, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. К середине XIX века, когда в стране созрели условия для освобождения крестьян, встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и по ...