История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Образование и укрепление государства Сефевидов
Страница 1

Материалы » Иран в средние века » Образование и укрепление государства Сефевидов

Образование Сефевидского государства связано с движением так называемых кызылбашей, во главе которого стояли наследственные главы, "старцы" суфийско-дервишеского ордена сефевийе, в Ардебиле. Имя ордену и своему роду дал шейх Сефи од - Дин Исхак (1252-1334 гг.), ученик и зять известного дервишеского шейха Захида (ум. ок.1300 г). Не ранее середины XV в. сложилась легенда о происхождении шейхч Сефи од - Дина в двадцать первом поколении от седьмого шиитского имама Мусы Казима (ум. в 799 г).

С середины XV в. главной опорой есфевидских шейхов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников и крестьян Османскому государству. Согласно традиции, первоначально было семь тюркских кочевых племен, признавших себя муридами сефевидского шейха: шамлу, румлу устаджлу, афшар, каджар, текслю и зулкадар; позднее число их увеличилось. Во второй половине XV в. эти тюркские племена получили прозвание кызылбашей (тюрк, "красноголовые", от носимой ими шапки с 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов); кызылбаши брили бороды, отпускали длинные усы, а на бритых головах - чубы.

Влияние воинственных тюркских племен изменило характер ордена сефевийе. Если первые сефевидские шейхи были мирными мистиками, то при шейхах Джунейде (убит в 1460 г) и Хайдаре (убит в 1488 г) суфийская мистика была отодвинута на задний план, вернее, ее держались только по традиции. Воинствующий шиизм и "священная война неверными" стали теперь главным содержанием идеологии ордена, хотя кызылбаши по традиции именовались "дервишами" и "суфиями" / История Востока, 2002, с.67/.

К началу XVI в. Иран не был единым политическом целым. Наиболее крупными государствами были Хорасанскии султанат Тимуридов и держава Ак Коюнлу. Около 1500 г. владения Ак Коюнлу были разделены между султаном Мурадом (Ирак Персидский) и Альвандом (Азербайджан и Армения). В Фарсе, Иезде, Кермане, Ираке Арабском и Диарбекире правили другие царевичи Ак Коюнлу, лишь номинально зависимые от султана Мурада. В Аберкухе, Кашане, Семнане, Систане сидели независимые владетели. В Гиляке было два шиитских эмирата - Лахиджанский (Бийе пиш) и Рештский (Бийе пас). Мазендеран был разделен между десятком владетелей; в Хузистане, в Хувейзе правила шиитская династия Мушаша. У каждого из владетелей были свои вассалы. Государству Ак Коюнлу угрожала экспансия османской Турции, а хорасанским Тимуридам - узбеки во главе с Мохаммед-ханом Шейбани, завладевшие уже землями среднеазиатских Тимуридов. Рост феодальной раздробленности очень ослабил оба этих государства.

В 1501 г. кызылбаши разгромили войско Альванда Ак Коюнлу и вступили в Тебриз. На время вытесненные оттуда, они снова овладели Тебризом и всем Азербайджаном. В Тебризе юный Исмаил в 1502 г. был провозглашен шаханшахом. Этот год считается годом снования Сефевидского государства. Хорасан и Систан вошли в состав Сефевидского государства; Гилян и Мазендеран подчинились еще раньше. Кызылбаши попытались завоевать и Среднюю Азию, но потерпели в 1512 г. серьезное поражение от узбеков.

Вновь созданное государство, где утвердилась династия Сефевидов (1502-1736 гг.), стали называть Сефевидской или Кызылбашской державой. Прежние европейские востоковеды видели в Сефевидской державе иранское национальное государство. Созданная усилиями тюркских кочевых племен держава Сефевидов была конгломератом племен и народностей, в котором до конца XVI в. руководящая политическая роль принадлежала тюрко-азербайджанской кызылбашской военно-кочевой знати. Войско состояло в основном из ополчений кочевых племен, кызылбашских и других, в меньшей степени из ополчений оседлых феодалов. Иранский элемент - гражданская бюрократия и духовное сословие - занимал второстепенное положение. Языком двора и войска был азербайджанский.

Страницы: 1 2 3 4

Александр и Аристотель
Филипп хотел, чтобы его сын получил хорошее образование. Поэтому в 343г. до н. э., когда Александру исполнилось 13 лет, он пригласил для его обучения одного из знаменитых тогда философов того времени – Аристотеля. Отец Аристотеля когда-то служил придворным врачом у македонского царя, и в детстве Филипп и Ар ...

Внутренняя политика России в 90-е годы XX в.
После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада. Пе ...

Начало нашествия .
Южная Русь понесла невосполнимые потери на Калке и не оправилась от поражения. Эти обстоятельства и определили военные планы татаро-монголов. После катастрофы на Калке русские князья не помышляли о крупном наступлении, которое позволило бы спасти Русь от опустошительного набега азиатской орды. На Руси мало ...