Особенности экономического курса в 50-60-х годах ХХ векаСтраница 5
Экологическая ситуация катастрофически ухудшилась после взрыва в апреле 1986 г. четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС. Причинами этой наибольшей в истории человечества техногенной катастрофы были возмутительно низкое качество проектирования, изготовления и обслуживания техники. Наряду с прибылью, совокупность которой в масштабах всего народного хозяйства составляла национальный доход, в прибыльную часть бюджета могла искусственно включаться часть расходов производства (себестоимость продукции), а именно амортизационные отчисления, которые предназначались для полного воссоздания средств производства. Средства амортизации накапливали в банках, чтобы со временем купить на них новую технику и изъять из эксплуатации сработанное оборудование. Однако государство как единственный владелец всех средств производства использовало эту часть амортизационных отчислений не обязательно по месту назначения. Оно могло перебрасывать их в другие отрасли или использовать в других целях. Ограбленные предприятия пользовались только той частью амортизационных средств, которая была на их счетах и предназначалась для текущего воспроизводства средств производства, то есть физически или морально устаревшая техника постоянно возобновлялась посредством ремонтов и оставалась в производстве. Это негативно отражалось на качественных показателях.
Подобная практика приобрела большие масштабы именно с 70-х годов. Например, средства амортизации перебрасывались союзным ведомством из неперспективного Донбасса, где была высокая себестоимость угледобычи, в перспективный Кузбасс. В отраслях, где масштабы нового капитального строительства были небольшими, обновление машин и оборудования почти не наблюдалось. В особенности низкий технический уровень был свойственен легкой и пищевой промышленности, которые финансировались по остаточному принципу. На сахарных заводах Украины иногда работали машины, изготовленные еще в XIX в. Условия труда рабочего класса определялись спецификой отрасли. На предприятиях военно-промышленного комплекса и новостройках тяжелой индустрии они были лучше, а в технически запущенной сфере производства товаров народного потребления – намного худшим.
В целом около 40 процентов рабочих в промышленности и около 60 процентов в строительстве работали вручную. Острый дефицит рабочей силы мог быть смягчен сокращением части ручного труда. Однако капиталовложения по большей части направлялись в сферу нового строительства, их не хватало на выведение из эксплуатации устаревшего оборудования и механизацию труда.
Развитию научных исследований в Советском Союзе придавали, как и во времена Г. Хрущева, большое значение. В государственном бюджете на фундаментальную и прикладную науку, в особенности связанную с военными потребностями, выделялись десятки миллиардов рублей. Поэтому научно-техническая революция не обходила советские республики стороной.
Однако практическое применение научных достижений происходило в намного меньших масштабах, чем в странах с рыночной экономикой. Если во всем мире достижения научно-технической революции все больше и больше изменяли жизни людей, то в СССР они заметно влияли только на технический уровень отраслей военно-промышленного комплекса. Нередко разработки советских ученых сначала использовались в зарубежной промышленности, а затем возвращались в СССР в виде высококачественных промышленных товаров.
Научные исследования осуществлялись в академических учреждениях, учреждениях ведомственного подчинения и в известной мере в высших учебных заведениях. В Украине главную роль в развитии науки играли учреждения АН УССР. Научных учреждений, подчиненных управленческим структурам ВПК, было немного. В отличие от России здесь не возникло большого количества засекреченных городов — комплекса заводов, проектно-конструкторских организаций, опытных производств и научных институтов с десятками тысяч работников в каждом. Поэтому Украина отставала от России по количеству научных работников в расчете на 1 тыс. чел. населения.
В то же время происходил ускоренный рост численности научных кадров: в начале 80-х годов она превысила в республике 200 тыс. лиц.
Музыка
Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский) учились у итальянцев. Им удалось совместить европейский музыкальный опыт с национальными традициями.
Наибольшее развитие полу ...
Предпосылки к возникновению реформ в Османской империи
Англо-турецкая конвенция 1838г., а также торговые договоры, заключенные Портой позже с другими европейскими державами, заметно ускорили вовлечение Османской империи в мировую экономическую систему. Это обстоятельство имело важные последствия, как для турецкого, так и для других народов империи, чей дальнейш ...
Английская система управления колониями
Для укрепления своего политического господства в колониях Африки южнее Сахары министерство колоний Англии избрало метод так называемого непрямого или косвенного управления. Упрочение колониального режима связывалось с опорой на традиционную и полутрадиционную верхушку африканских обществ. Другими словами, у ...