История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Особенности экономического курса в 50-60-х годах ХХ века
Страница 6

Материалы » Особенности экономического курса в 50-60-х годах ХХ века

В отраслях науки, которые не нуждались в уникальном техническом оснащении, эффективность исследований была высокой. Там, где достижение научных результатов связывалось с использованием экспериментальной базы уникальных характеристик, положение было намного более сложным. Институты, которые могли использовать средства ВПК, не имели финансовых препятствий для развития своей материально-технической базы. Однако самого наличия средств было маловато. Оборудование для научных целей мирового класса советская промышленность по большей части производить не могла, а импорт его был затруднен. Специализированные органы НАТО держали под строгим контролем международную торговлю самыми совершенными образцами техники и оборудования, запрещая их закупку странами советского блока.

К началу 60-х годов в СССР не существовало управленческого органа, который бы отвечал за деятельность научных учреждений разных систем подчинения. В 1961 г. такой орган появился — Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ. В 1965 г. его наделили большими правами и переименовали на Государственный комитет по науке и технике. По существу, было централизовано управление всей наукой, в частности академической.

В Украине возникли также региональные центры управления наукой. В 1965 г. было созданный Донецкий научный центр в составе четырех учреждений АН УССР и Донецкого университета. В 1971 г. возникла целая сеть центров: Северо-восточный (Харьков), Приднепровский (Днепропетровск), Южный (Одесса) и Западный (Львов). Через десять лет было образован Северо-западный центр, который объединил научные учреждения и большие вузы шести областей. Создание научных центров благоприятствовало росту потенциала науки высших учебных заведений и ориентации ее на решение региональных проблем. В 60—70-х годах научные исследования осуществляли полторы сотни высших учебных заведений, 90 процентов работ выполнялось по хозрасчетным договорам этих заведений и предприятий.

АН УССР превратилось в колоссальную научную структуру, сравнимую за своим материально-техническим потенциалом и численностью научных работников с наибольшими академиями мира. Численность научных работников в АН УССР выросла с 4,4 тыс. в 1961р. до 15,3 тыс. в 1985 г., то есть в 3,5 раза. Количество докторов и кандидатов наук среди них увеличилось за это время в 5,5 раза. В Украине годы «застоя» обозначены динамическим развитием новых академических учреждений. За два десятилетия было созданный шесть из девяти имеющихся в 1985 г. институтов отделения математики, механики и кибернетики, пять из десяти институтов отделения физики и астрономии; семь из девяти институтов отделения наук о земле, три из шести институтов отделения физико-технических проблем энергетики.

Большую научную работу осуществляли 25 институтов аграрного профиля, которые входили в систему Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Самые весомые достижения имел коллектив Мироновского института селекции и семеноводства пшеницы под руководством академика В. Ремесла. Выведенными в Мироновке сортами засевалось около 8 млн. га земли.

Одним из первых лозунгов времени перестройки было «ускорение». Шла речь об ускорении темпов экономического развития. В самом звучании слова «ускорение» чувствовался оптимизм. Мол, развиваемся в целом удовлетворительно, но нужно взять более быстрые темпы.

Чтоб ускорить темпы, предлагалось активно вводить в производство современную технику и высокопродуктивные технологии. В июне 1985 г. в Москве было созвано Всесоюзное совещание по вопросам научно-технического прогресса. На эту грандиозную организационную затею были потрачены миллионы рублей и сотни часов труда руководителей разных уровней, но рекомендации не вышли за пределы пожеланий наподобие больше, лучше, активнее. Организаторы и участники совещания были глубоко убеждены в том, что все проблемы можно разрешить, апеллируя к активности и старательности ответственных лиц.

После совещания прошел пленум ЦК Компартии Украины, посвященный мероприятиям по ускорению научно-технического прогресса. Его решения дублировали рекомендации Всесоюзного совещания. В ноябре 1985 г. в Киеве организовали Всесоюзный семинар по изучению опыта работы, которая осуществлялась в Украине в отрасли ресурсосбережения. Предприятия и отрасли, которые отставали по показателям от среднего уровня, были подвергнуты «конструктивной принципиальной критике». Трудовые коллективы, которые имели показатели выше средних, привлекли к себе общее внимание. Любых сопоставлений этих «маяков» с показателями прибыльных зарубежных предприятий, которые работали в условиях свободного рынка, никто и не собирался делать. Четыре десятилетия практически непрерывной научно-технической революции в передовых странах мира сделали их производство несопоставимым с советским. «Маяки», как правило, использовали импортное оборудование. Однако купленная техника всегда была для страны-покупателя, в которую превратился Советский Союз, техникой вчерашнего дня. [7 , с.802]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Аристотель Стагирский
Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у хр ...

Империалистическая политика Германии на Ближнем Востоке в периоды Первой и Второй Мировых войн
Введение На рубеже XIX и XX вв. капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию - империализм. К этому времени крупнейшие империалистические державы в основном закончили территориальный раздел мира. Неравномерное экономическое и политическое развитие империалистических государств вызывало ожесточенную б ...

 Детство будущего полководца и начало межплеменной борьбы
Образование монгольского государства и сложение монгольской народности относится к началу XIII в. До этого монголы жили отдельными племенами и племенными объединениями. Каждое из этих племен и племенных объединений имело своего предводителя – хана. Кочевое скотоводческое общество монгольских племен в конце ...