История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Средневековые формы борьбы. «Феодальный национализм»
Страница 2

В несколько иных условиях, чем в остальных странах Востока, развертывались народные движения в Японии. Насильственное «открытие» страны имело здесь последствия, аналогичные тем, которые наблюдались в других странах Востока, но вторжение колонизаторов в Японию произошло позднее, чем в большинство других стран Азии. Антифеодальные выступления крестьянства и антиколониальная борьба развертывались там уже в условиях существования капиталистического уклада. Это сделало возможным свержение сегуната и осуществление некоторых буржуазных реформ, благодаря чему Япония смогла сравнительно быстро выбиться на путь независимого капиталистического развития.

С идеологией «феодального национализма» были связаны и предпринимавшиеся некоторыми представителями господствующего феодального класса стран, попадавших в полуколониальную зависимость, попытки воспрепятствовать этому путем проведения верхушечных реформ, не затрагивающих основ феодальных порядков. Такой характер носили реформаторские попытки Селима III и Мустафы Байрактара (Османская империя), Амир Низама (Иран), целью которых было усилить власть турецкого султана и иранского шаха. Не удивительно, что они окончились неудачей.

Предпринятая в Турции несколько позднее новая, более серьезная попытка реформ (танзимат) наряду со стремлением укрепить феодальное османское государство отражала уже и стремление формировавшейся торговой буржуазии к созданию более благоприятных условий для своей деятельности. Но и эта попытка не могла увенчаться успехом. Политика танзимата в конечном счете привела лишь к тому, что феодальные порядки Османской империи были в известной мере приспособлены к потребностям мирового рынка, а это облегчило проникновение иностранных колонизаторов.

Страницы: 1 2 

Четвертый этап – эволюция и роль образа врага в начале 1950-х гг.
В середине 1951 г. образ врага не был выражен столь ярко и полно, как в марте 1949 г. ЦК ВКП(б) делал акцент на развитие у граждан «советского патриотизма», а также боролся против «пережитков капитализма» в сознании «отдельных» несознательных граждан СССР. В начале 50-х гг. в советской внешнеполитической пр ...

 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у к ...

Раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков, их принципиальные расхождения. Причины раскола
Размежевание участников II съезда РСДРП произошло из-за споров в вопросах принятия устава, а также во время выборов в центральные органы партии, в состав редакции "Искры" и по другим вопросам, приведшим впоследствии к расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Меньшевизм, ...