История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Греция
Страница 4

Солон понимал и необходимость развития товарно-денежных отношений, утверждения частной собственности. Поэтому он провел в жизнь закон о свободе завещаний. До этого после смерти главы семейства, не оставившего завещания, земля наследовалась родом. Теперь разрешалось дробить ее на участки и продавать.

Особое внимание было обращено на интенсификацию сельскохозяйственного производства, что содействовало росту избыточного продукта и оживлению торговли. С этой целью были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, это облегчило выращивание олив, а оливковое масло разрешили вывозить за границу с целью получения прибыли. С тех пор и до настоящего времени Греция успешно экспортирует в разные страны этот продукт. Высокая доходность оливководства содействовала экономическому подъему страны.

Законодательное поощрение ремесленного производства ускоряло прогресс в области денежного обращения. Среди законов Солона есть такой, об этической стороне которого спорят до сих пор: сын мог отказать в помощи престарелому отцу, если он не обучил его какому-нибудь ремеслу.

Осуществление торговых операций афинянами облегчалось введением новой, более современной системы мер и весов. Эвбейский талант был легче эгинского, бытовавшего до Солона, и таким образом понижался имущественный ценз и расширялся круг полноправных афинских граждан за счет малоимущих слоев.

Солон ввел имущественный ценз для характеристики социальных слоев. Все свободное коренное население Афин было разделено на четыре разряда исходя из величины земельного дохода. Первый разряд составили граждане, получавшие 500 медимнов в год зерном или жидкими продуктами в виде вина и масла (1 медимн составлял около 52 л жидких или сыпучих продуктов). Этих людей стали называть пентакосиомедимнами (с греч. — пятисотниками). Ко второму разряду отнесли всадников с доходом в 300 медимнов. Зевгиты относились к третьему разряду с доходом около 200 мер. К низшему разряду относились феты, имевшие доход менее 100 мер. Граждане второго и третьего разряда были типичными средними земельными собственниками. Пятисотники и всадники в случае необходимости должны были служить в коннице, так как доходы всадников обеспечивали возможность содержания в хозяйстве коня, а доходы зевгитов — упряжку волов, поэтому они относились к тяжеловооруженной пехоте. Наиболее бедные — феты должны были служить в легковооруженной пехоте.

Введение имущественного ценза не только подрывало родовые привилегии знати. Одновременно это содействовало утверждению частной собственности — главной основы развития рыночной экономики.

Как известно, политические свободы в демократическом обществе являются непременным атрибутом рыночной экономики. И древние греки первыми начали прокладывать путь к демократии.

Все экономические законы Солона имели и политический характер. Были среди них и чисто политические, которые значительно приблизили победу в V в. до н. э. строя афинской демократии. Все население страны получило право на участие в народном собрании. Все они могли участвовать в создаваемом новом судебном органе — суде присяжных. Суд присяжных не ограничивался разбором тяжб по гражданским и уголовным делам, но и осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц.

Дальнейшие демократические преобразования в Афинах проходили при реформаторе Клисфене (509 г. до н. э.). В Афинах была создана новая территориальная организация. Но определенная демократизация органов власти и управления здесь произошла в V в. до н. э.

Итак, развитие греческого общества в середине I тыс. до н. э. проходило в рамках мелких, внутренне сплоченных городов-государств, или полисов, социальной опорой которых был гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. Гражданский коллектив представлял собой совокупность полноправных граждан полиса. А гражданами его могли быть лишь коренные жители, владевшие наследственными земельными участками, принимавшими участие в деятельности народных собраний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Быт и нравы дворян в XIX веке
В центре моего исследования - быт и нравы русского дворянства в XIX веке. Особенность как церемониального, так и будничного быта и нравов определяется его игровым характером. В обществе необходимы хорошие манеры и сдержанность в обращении, при дворе же эти качества еще необходимее. Так или иначе, жесткие &q ...

Наша современность
Древняя Русь – колыбель русского, украинского и белорусского народов. Какими же стали в наши дни потомки восточных славян? ...

Историческая специфика и значение циньской империи.
История гибели династии Цинь поучительна и заслуживает специального внимания. Как известно, эта тема интересовала многих, начиная с современников событий. Так, в шестую главу труда Сыма Цяня, посвященную жизнеописанию Цинь Ши-ху-анди, включено эссе Цзя И, касающееся причин падения, казалось бы, могущественн ...