История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Греция
Страница 4

Солон понимал и необходимость развития товарно-денежных отношений, утверждения частной собственности. Поэтому он провел в жизнь закон о свободе завещаний. До этого после смерти главы семейства, не оставившего завещания, земля наследовалась родом. Теперь разрешалось дробить ее на участки и продавать.

Особое внимание было обращено на интенсификацию сельскохозяйственного производства, что содействовало росту избыточного продукта и оживлению торговли. С этой целью были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, это облегчило выращивание олив, а оливковое масло разрешили вывозить за границу с целью получения прибыли. С тех пор и до настоящего времени Греция успешно экспортирует в разные страны этот продукт. Высокая доходность оливководства содействовала экономическому подъему страны.

Законодательное поощрение ремесленного производства ускоряло прогресс в области денежного обращения. Среди законов Солона есть такой, об этической стороне которого спорят до сих пор: сын мог отказать в помощи престарелому отцу, если он не обучил его какому-нибудь ремеслу.

Осуществление торговых операций афинянами облегчалось введением новой, более современной системы мер и весов. Эвбейский талант был легче эгинского, бытовавшего до Солона, и таким образом понижался имущественный ценз и расширялся круг полноправных афинских граждан за счет малоимущих слоев.

Солон ввел имущественный ценз для характеристики социальных слоев. Все свободное коренное население Афин было разделено на четыре разряда исходя из величины земельного дохода. Первый разряд составили граждане, получавшие 500 медимнов в год зерном или жидкими продуктами в виде вина и масла (1 медимн составлял около 52 л жидких или сыпучих продуктов). Этих людей стали называть пентакосиомедимнами (с греч. — пятисотниками). Ко второму разряду отнесли всадников с доходом в 300 медимнов. Зевгиты относились к третьему разряду с доходом около 200 мер. К низшему разряду относились феты, имевшие доход менее 100 мер. Граждане второго и третьего разряда были типичными средними земельными собственниками. Пятисотники и всадники в случае необходимости должны были служить в коннице, так как доходы всадников обеспечивали возможность содержания в хозяйстве коня, а доходы зевгитов — упряжку волов, поэтому они относились к тяжеловооруженной пехоте. Наиболее бедные — феты должны были служить в легковооруженной пехоте.

Введение имущественного ценза не только подрывало родовые привилегии знати. Одновременно это содействовало утверждению частной собственности — главной основы развития рыночной экономики.

Как известно, политические свободы в демократическом обществе являются непременным атрибутом рыночной экономики. И древние греки первыми начали прокладывать путь к демократии.

Все экономические законы Солона имели и политический характер. Были среди них и чисто политические, которые значительно приблизили победу в V в. до н. э. строя афинской демократии. Все население страны получило право на участие в народном собрании. Все они могли участвовать в создаваемом новом судебном органе — суде присяжных. Суд присяжных не ограничивался разбором тяжб по гражданским и уголовным делам, но и осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц.

Дальнейшие демократические преобразования в Афинах проходили при реформаторе Клисфене (509 г. до н. э.). В Афинах была создана новая территориальная организация. Но определенная демократизация органов власти и управления здесь произошла в V в. до н. э.

Итак, развитие греческого общества в середине I тыс. до н. э. проходило в рамках мелких, внутренне сплоченных городов-государств, или полисов, социальной опорой которых был гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. Гражданский коллектив представлял собой совокупность полноправных граждан полиса. А гражданами его могли быть лишь коренные жители, владевшие наследственными земельными участками, принимавшими участие в деятельности народных собраний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Праздник в честь Верховного существа
Своего рода завершением серии празднеств, связанных с периодом якобинского Конвента, явилось торжество в честь «Верховного существа», состоявшееся 8 июня 1794 г. Позволим себе в связи с упоминанием этого праздника остановится на речи Робеспьера на заседании Конвента 7 мая 1794 г., ибо эта речь носит програм ...

Причины Первой мировой войны. Первые боевые действия на территории Беларуси
С конца XIX в. один кризис в международных отношениях следовал за другим, все сильнее накаляя обстановку. С каждым годом увеличивались расходы держав на вооружения; шовинистически настроенная пресса неустанно разжигала национальную рознь; милитаристы, военные заводчики, финансисты требовали скорейшего перех ...

     Всеволод Измаилович Срезневский Введение.
Всеволод Измаилович Срезневский – крупный учёный в области литературоведения и истории, филолог, палеограф, специалист в области рукописной книги, член-корреспондент Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. С 1892 по 1931 гг. работал в Библиотеке Академии наук. ...