История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

«Человек тыла» в промышленном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области). 
Страница 4

Материалы » Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны » «Человек тыла» в промышленном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области). 

М.Ф.Поварницына (Казанцева) работала кузнецом и выполняла норму на 500% - II место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Рядом с ней по-ударному трудились подруги Валя Машурова, Валя Булатова, Рая Маслова, Таня Котова.

Трудом таких людей в декабре 1941 г. план поставки военной продукции завод выполнил более чем на 300%.

За самоотверженный труд в тылу, большую помощь фронту медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.» награждено 2214 сибзаводовцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28/ XII - 1944 г. Сибирский завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В Указе говорилось: «За успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства тракторными запасными частями».

Омский авиационный завод №166 создан на базе эвакуированных в 1941 г. московских авиационных заводов №81, №156, да прибывшего из г. Кимры завода №288. Днём рождения нового завода, принявшего номер строящегося Омского - №166, считается 24/VII - 1941г.

Нелёгкая задача легла на плечи объединённого коллектива заводчан: строить производственные площади, выпускать самолёты, обустраивать жильё для приехавших семей. На завод пришли, как и везде, тысячи не работавших ранее женщин и подростков до 14 лет.

Завод сразу же начал выпуск высотного бомбардировщика главного конструктора В. С. Мясищева (изделие «102»). Одновременно началось освоение нового военного самолёта ТУ- 2 - скоростного пикирующего бомбардировщика А. Н. Туполева, с группой конструкторов прибывшего в Омск. Вместе с заводом в Омск эвакуировался С. П. Королёв, незадолго до этого А. Н. Туполев разыскал его, почти умирающего, в одном из лагерей ГУЛАГа. На Омском заводе С. П. Королёв стал заместителем начальника цеха №4 - одного из ведущих в производстве. Уже 8/XII- 1941г. был собран первый ТУ - 2, в 1942г. - их выпущено 78. Боевые качества пикирующего бомбардировщика сделали его любимым самолётом военных лётчиков.

С конца 1942г. завод начал выпускать новейшую конструкцию истребителя генерального конструктора А. С. Яковлева - ЯК - 7, ставшего грозой для «Фонке - Вульфа», затем, с 1944г. - более совершенный ЯК - 9. Из 14 тысяч самолётов этой конструкции около 3300 выпущено в Омске. На ЯК - 9, преимущественно Омского завода, летали лётчики полка «Нормандия - Неман», где техническое обслуживание осуществлял бывший работник отдела «100» завода Н. Ф. Ремизов.

С Омским авиационным заводом связан ещё один факт истории. Патриотическим движением «Малый театр - фронту» было собрано более 1 миллиона рублей. На эти деньги на заводе купили эскадрилью ЯК - 9 и 8/VI - 1944г. передали 909-му авиационному полку.

Одно из крупнейших предприятий города - завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции, тоже начинался в 1941г. на базе паровозовагоноремонтного завода, который в ноябре из системы Наркомата путей сообщения был передан в Наркомат танковой промышленности.

Фронту нужны были танки. Ремонт паровозов передали другим предприятиям, а на освободившиеся площади приняли оборудование Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции. В марте 1942г. на завод прибыли ленинградцы и танковый завод имени Ворошилова из г. Чкалова. Эвакуация завода из Ленинграда была очень сложной: 26/VIII - 1941г. выехал 7-ой эшелон, остальные не успели. Восстановить завод без оставшихся в осаждённом Ленинграде кадров и оборудования было невозможно, и 04.10.41г. ГКО принимает решение эвакуировать часть рабочих, их семьи, оборудование завода через Ладожское озеро.

Вновь созданный завод получил важнейшее задание: в предельно сжатые сроки организовать производство боевой машины- лучшего танка Великой Отечественной войны - Т - 34.

Зима 1941 - 1942г.г. в Омске была очень суровой, март мало чем напоминал весну. И вот на площадку завода начали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием. Его сразу же устанавливали в имеющиеся цеха и на расчищенные площадки, которые позднее стали цехами. Дни и ночи, без перерыва, без остановки. И всё это делали люди - замёрзшие, полуголодные, недосыпающие. Вместе с мужчинами работали дети, женщины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Г.К. Жуков в годы Великой Отечественной войны
В начале войны были крупные неудачи. Главным образом из-за политических просчетов армия не была приведена в готовность к отражению агрессии. Разумеется, надо помнить не только о победных операциях, сражениях в начале войны, и чем писал Жуков с большой горечью и осознанием своей доли ответственности. Но спра ...

Негативные итоги НЭПа
1. Имело место непропорциональное развитие основных, отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело НЭП через полосу экономических кризисов. 3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к рост ...

Принижение роли народных масс в достижении победы над фашизмом
Народы мира явились подлинными творцами победы над фашизмом во второй мировой войне. Десятки миллионов людей взялись за оружие, чтобы в рядах вооруженных сил отстоять свою независимость, спасти семьи от фашистского разбоя. Руками тех, кто оставался в тылу, ковалось оружие необходимое для уничтожения фашистс ...