История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Германия и Австрия в XV–XVIII веках
Страница 1

Материалы » Германия и Австрия в XV–XVIII веках

В начале XVI века Германия представляла собой бурлящий котел, подогреваемый недовольством практически всех слоев населения. После открытия португальцами морского пути в Индию, а испанцами — Америки, немецкая транзитная торговля оказалась в полном упадке. Кроме того, поставки дешевых драгоценных металлов из Америки разорили истощенные германские рудники, которые до этого были основным источником серебра в Европе. Результатом этого стал экономический упадок немецких городов, основного источника доходов империи, и, как следствие, обострение социальных противоречий. Крестьяне требовали послабления слишком тяжких повинностей, в городах бедные ремесленники постоянно конфликтовали с богатым патрициатом, мелкие дворяне (рыцарство) ненавидели владетельных князей, а те, в свою очередь, настаивали на большей независимости от имперской власти. И когда 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям своей церкви в Виттенберге лист бумаги, на котором были напечатаны 95 тезисов реформации католицизма, немецкое общество оказалось расколотым на две части — социальное недовольство и политические требования нашли свое выражение в религиозной форме. Отныне в "Священной Римской империи" германской нации существовало две церкви — католическая и протестантская.

Престарелый император Максимилиан не успел предпринять каких-либо серьезных шагов в отношении "новой ереси", завещав эту проблему своему внуку испанскому королю Карлу V. С избранием в 1519 году Карла на германский престол имперские земли вошли в состав самого могущественного на тот момент государства на земле, владения которого благодаря династической политике Габсбургов включали в себя Нидерланды, Бургундию, Испанию, юг Италии, колонии в Америке и на Филиппинах.

Будучи ревностным католиком, Карл V решил положить конец проповеди Мартина Лютера, который, кроме всего прочего, выступал против действий императора в Италии, где уже не первый год Габсбурги воевали с Франциском I. В 1521 году в Вормсе был созван имперский съезд, где было рассмотрено дело Мартина Лютера. После окончания диспута Лютер смог спокойно удалиться со съезда, но по настоянию Карла V собравшиеся приняли так называемый Вормсский эдикт, объявив доктора богословия вне закона. Однако к тому времени у Лютера уже был могущественный покровитель, герцог Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонии, который и укрыл его в своих владениях в замке Вартбург.

Вормсский эдикт оказался пустой бумагой, которая не могла сдержать быстрое распространение реформации. Авторитет Лютера был настолько велик, что в 1522 году он запретил Альбрехту Бранденбургскому, архиепископу и курфюрсту Майнцкому, торговать индульгенциями. В марте того же года реформатор опубликовал свой перевод Нового Завета на немецкий язык.

В том же 1522 году в Нюрнберге состоялся имперский съезд, на котором вопреки требованию Папы с Лютера была снята опала, а его учение очищено от обвинений в ереси. Тогда же состоялось первое вооруженное выступление сторонников реформации. Представитель мелкого дворянства Франц фон Зикинген, пользовавшийся особым доверием Карла V, стал яростным приверженцем учения Лютера и возглавил союз верхнерейнского рыцарства, недовольного произволом курфюрстов. Фон Зикинген начал боевые действия против Рихарда фон Грейфенклау, архиепископа Трира, под знаменем борьбы за реформацию церкви. После первых успехов восставших архиепископ смог перехватить инициативу и в 1523 году разгромить рыцарей. Сам фон Зикинген погиб, но его выступление было только началом длительных религиозных войн, сотрясавших немецкие земли в последующее столетие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6